Темы 16 марта 2011

«Легкие» технологии

Тяжеленная сумка с тетрадями — обязательная деталь в облике учителя, сформированного годами. Однако с приходом информационных технологий мир стремительно меняется. В школе № 23, например, педагоги уже сейчас могут позволить себе ходить на работу налегке

На крыльях модернизации

Дело в том, что в школе № 23 почти десять лет назад вступили на путь освоения инновационных возможностей образовательного процесса. А с 2008 года на базе этого учебного заведения реализуется новая программа «Цифровая школа», которая предполагает развитие информационно-коммуникационных технологий.

Им в последнее время большое внимание уделяет президент Медведев, интерес к ним проявляют и в администрации Рыбинска. Говорят об информатизации повсеместно, однако не все видели ее «в лицо» и не все до конца понимают, что это за птица. Рыбинская школа № 23 — как раз один из тех первопроходцев, готовых поделиться своим ценным опытом с другими, ведь здесь уже появились электронные журналы и дневники школьников, свои форумы, доступные через Интернет.

«Информатизацией образовательного процесса мы занимаемся с 2002 года, как и все первооткрыватели, шли методом проб и ошибок», — рассказывает Наталья Смирнова, заместитель директора по УВР и учитель информатики.

Путь к прогрессу, как оказалось, весьма тернист. И дело даже не в отсутствии денег на приобретение дорогостоящей компьютерной техники. (Сейчас первоочередная задача, которая стоит перед школой, — оборудовать рабочие места для учителей. Пока их немного: в общей сложности оборудовано 10, а в идеале требуется 27). Одних компьютеров явно недостаточно для того, чтобы школа стала современной.

Встает задача эффективного их использования. В качестве инструмента освоения информационного пространства была выбрана комплексная система NetSchool, разработанная в Самаре и отлично зарекомендовавшая себя во всей стране. Но, как бы хороша ни была система, срабатывает человеческий фактор: молодых учителей в школе немного, в основном это старшее поколение, более консервативное, не «сетевое», в отличие от молодежи.

Осваивать интернет-новшества многим приходится впервые. И, как в любом социальном процессе, происходит это отнюдь не быстро. Но когда лед тронулся, некоторые педагоги из ярых противников школьной сети, оценив плюсы, превратились в ее активных сторонников. Все-таки как много зависит от наличия активных людей, готовых преобразовывать вокруг себя пространство, не отсиживающихся за спинами, а изменяющих и себя, и других.

И как повезло ученикам и учителям этой школы, что с ними рядом такой человек, как Наталья Смирнова, такой пример творческого подхода к профессии: призер муниципального этапа конкурса «Учитель года России» (в 2008 году), между прочим. Как ей все это удается? Наталья Михайловна улыбается и отвечает, что приходится много читать, чтобы всегда быть в курсе новых технологий, помогает и обмен опытом с Школьным университетом в Томске, где опыт обучения информационным технологиям интересен и богат.

Казалось бы, смело сделать шаг навстречу будущему каждому по плечу. Но таких примеров, к сожалению, единицы. И хорошо, когда зерно падает на плодородную почву, есть коллектив единомышленников и руководство готово реагировать на новые подходы к процессу образования.

Учеба виртуальная, результаты реальные

Система NetSchool универсальна: она открывает широкие возможности автоматизации школьного документооборота и всякого рода аналитики. Учителю, который работает с электронным журналом, не надо заполнять дневники учеников. Отметки попадают туда автоматически.

Кроме того, оценки заносятся в базу, и система анализирует их, представляя в виде отчетов, графиков. Получается ясная картина, каков, например, процент отличников, хорошистов, троечников. Можно отследить и тенденции успеваемости по каждому ученику. Так же, без лишних усилий, можно определить, кто из детей получает льготное питание и т.д.

Благодаря NetSchool, у учащихся 23-й школы появился не просто электронный дневник, а свое виртуальное пространство. Открыть познавательную программу, разместить объявление, посмотреть информацию о всех школьных мероприятиях, материалы школьной газеты можно теперь через Интернет.

И если в «доцифровую эпоху» всевозможные рефераты и доклады нужно было распечатывать и доставлять в школу в виде кипы бумаг, то теперь свои письменные работы ребята отправляют учителю виртуально, через NetSchool. Даже форумы в системе — не просто болтовня, они используются в учебных целях.

«Недавно на уроке информатики я задала вопрос о современных компьютерных разработках, тех же iPad, и потом мы обсуждали его в форуме», — рассказывает Н. Смирнова. Получается, урок выходит за грани «от звонка до звонка».

От аналогии с социальными сетями здесь не уйти. Но есть и различия. В отличие от тех же «Одноклассников» или «Facebook» в NetSchool не скроешься под вымышленным ником. А когда выступаешь под своей фамилией, признаются ребята, ни прихвастнуть, ни вольности в речи себе не позволишь. А это другая, более высокая культура общения.

В том, что молодежи пребывать в школьной сети доставляет удовольствие, сомневаться не приходится. Только в минувшем феврале было зафиксировано около 4 тысяч выходов учеников в сеть. За компьютером выполнять домашнее задание продвинутым школярам 21 века намного комфортнее, чем писать по старинке ручкой по бумаге. Те, кто неохотно корпит над тетрадью, по несколько часов увлеченно выполняют задания в сети. С появлением «цифровой школы» даже возрос спрос на домашние задания, отмечают педагоги.

Особенно в период подготовки к ЕГЭ. Учителя создают тесты: по информатике, истории, русскому языку, математике, обществознанию, английскому языку, а дети через Интернет решают их дома, сразу видят свой результат, могут проанализировать слабые места. Плюсы интерактивного обучения оценили и во время карантина по гриппу, когда некоторые педагоги организовали виртуальное взаимодействие с детьми.

Технологии «коллективного разума»

Но мало войти в систему и что-то посмотреть, нужна ответная реакция: написать комментарий, ответить на письма, поделиться своими достижениями и наработками. По своей сути информатизация в СОШ №23 вполне отвечает новейшей концепции электронных ресурсов — так называемой Web 2.0. Что это значит?

Такой подход подразумевает активную деятельность пользователей, ориентированную на участие в создании контента — это блоги, Википедия, обменные ресурсы. Каждый участник, будь то первоклашка, учитель или директор школы, делает свой вклад в развитие и улучшение всей системы. То есть, чем больше людей и чем активнее они пользуются электронным ресурсом, тем богаче и совершеннее он становится.

«На первых порах, когда шло накопление ресурсов, опыта, было нелегко, — вспоминает Наталья Михайловна. — Сначала все работают на систему: много совместных усилий и времени тратится на создание тестов, накопление полезных ссылок, учебных материалов. Но потом «коллективный разум» начинает работать на тебя.

Нам бы очень хотелось, чтобы другие школы стали нашими социальными партнерами, чтобы сформировать социальные сообщества учителей, учеников в масштабах всего Рыбинска. От этого выиграют все». Благо, что и система NetSchool это позволяет: у нее есть надстройка «Сетевой город». Сейчас на сервере СОШ № 23 создана апробационная площадка, некое межшкольное сообщество, где учатся взаимодействовать классы разных школ города.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме