(Продолжение. Начало в № 20 от 16.03.2011 г.)
До свиданья, Норильск!
День девятнадцатый
Маршрут: Норильск (Оганер) – зимник на Волочанку. Пробег: за день 105 км, общий 1794 км
Наконец-то мы на маршруте! Сани вновь готовы к дальнему пути. Мы двинулись в бескрайние просторы Таймыра — самого северного полуострова в мире.
Путь лежал по реке Норилке, затем ушел в холмы правобережья и вывел нас на едва заметные следы вездеходов и тяжелых колесных машин. Это и есть зимник на Волочанку и Хатангу, проходящий наискось через весь Таймырский полуостров. Он огибает и оставляет южнее отроги гор плато Путорана — малоизученного и практически безлюдного. Кроме десятка сотрудников Путоранского заповедника, там не живет никто, хотя площадь плато равна площади Франции…
Держимся зимника. Дорога трудна. Первые полсотни километров от Норильска то и дело приходится пробивать снежные надувы, оставшиеся после метелей последних дней. Затем зимник поднимается выше и идет по холмам. Здесь таймырские ветра нарезали снежные заструги из плотного снега. Скорость упала. Вечереет. При ураганном ветре ставим палатку, привязав растяжки штормовой грани к двум снегоходам. Не холодно, но метет страшно. Таймыр, однако…
День двадцатый
Маршрут: зимник на Волочанку – слияние рек Авам и Чопк. Пробег: за день 217 км
Выходим рано. Погода шепчет. Ветер, как по заказу, утих за 15 минут до подъема. В поле нашего зрения – снежная белизна, редкие кустики высотой не более 20 сантиметров да черные камни на вершинах холмов. Видимость метров сто, не больше. Дальше — неизвестность.
Временами ощущаем себя героями фантастического фильма, вокруг нас лишь сюрреалистические декорации, выкрашенные одним цветом — белым. Нет ни неба, ни земли, видны лишь ближайшие заструги и три снегохода в белом вареве из тумана, снега и ветра. Скорость падает до 15-20 км/ч.
Идем по навигатору. Зимник давно потерян. Достаем карту и понимаем, что слишком сильно ушли вправо, в холмы путоранских предгорий. Сворачиваем на север и через несколько километров снова выходим на зимник. С каждым часом погода все лучше.
Встречаем колонну грузовых автомашин и бензовозов. Через пару километров за ней – команду на джипах с московскими номерами. Наши коллеги прошли всю Якутию и идут навстречу нам, в Норильск. Обмен новостями — и дальше в путь!
К вечеру совсем прояснилось. Зимник вышел на реку Чопка, идти по ней намного приятнее, чем по холмам. Местами попадаем в тяжелый глубокий снег, но зато иногда встречаются участки твердого ровного снега и льда, по которым удается разогнаться до 50 км/ч.
На одном из застругов отрывает болты, которыми крепится крюк на «Варяге». Тяжеленные сани мгновенно подскакивают и зарываются в снег. Следующая за ними «Атака» с огромным трудом уворачивается от них, все же цепляя сани правым бортом. Повреждения незначительны, и вскоре мы продолжаем путь.
Только вот на небе появляются перистые облака — предвестники изменений погоды. Наверное, ночью пройдет атмосферный фронт. Жителю средних широт это кажется странным, но погода на Севере меняется по несколько раз на дню. Это нормально. Север — это «кухня погоды», большинство циклонов и антициклонов, бороздящих просторы нашей необъятной страны, рождаются именно здесь. Ночью ураганный ветер рвет палатку, наглухо привязанную к снегоходам, и флаги «Русской механики» на флагштоках…
День двадцать первый
Маршрут: слияние рек Авам и Чопка – правый берег реки Хета I. Пробег: за день 123 км
Вышли на поселок Волочанку. В стародавние времена здесь русские купцы перетаскивали свои лодки через водораздел рек Хеты и Пясины, водораздел Карского моря и моря Лаптевых…
Через 22 км пути зимник ушел на правый берег реки Хеты. Снегоходы идут неплохо, вот только самые тяжелые сани «Патруля» проваливаются больше обычного.
Тепло. Утром минус 3 градуса. На эту температуру приходится регулировать карбюратор — опускать иглу. Ветер пока в спину, а солнце — в правый глаз. Значит, следуем точно на восток.
В Волочанке решили не задерживаться — покатили дальше. Местные жители проводили нас пяток километров до реки, мимо заброшенной воинской части. Через 20 километров нас встретила темнота — проехали немного в свете фар и поставили палатку на правом берегу реки. Тепло и тихо. Старожилы говорят, что такого мартовского тепла они не помнят на Таймыре уже много лет. По средним показателям, нас должен был встретить мороз порядка минус 20-30 градусов либо оттепель с добротной такой метелью…
Второй день подряд видим вечером северное сияние. То светящееся покрывало, то мерцающая занавеска, то млечная дорога через весь небосвод. Красота!
День двадцать второй
Маршрут: правый берег реки Хета I – правый берег реки Хета II. Пробег: за день 110 км
Утром тепло и тихо. Минус 2 градуса. Курорт да и только. Можно было ехать без варежек, время от времени пользуясь подогревом рукояток руля, если вдруг задует боковой ветер.
Весь день наш путь пролегал по реке Хете. Не по Большой Хете, которая впадает в Енисей в районе УстьПорта, а просто по Хете. Кстати, эта Хета никак не меньше Большой… И впадает она в Его Величество Северный Ледовитый океан, по пути следования меняя наименование на Хатангу.
Длинная река, однако. Путь тяжелый. Груженые сани глубоко проваливаются в снег, особенно у берегов. На середине реки ехать проще, так что стараемся держаться фарватера. В вечернем сумраке едва не угодили в ловушку прибрежной трещины. Ее глубина, по крайней мере на глаз, составляла более трех метров. Вытащить из нее груженые сани было бы большой проблемой. Слава Богу, обошлось.
День двадцать третий
Маршрут: правый берег реки Хета II – правый берег реки Хета III. Пробег: за день 124 км
Стартуем в привычном направлении, на восток, по Хете. Временами река делает такие изгибы, что направление приходится менять на северное и даже северо-западное. Пытаемся срезать путь, где возможно. Правда, временами попадаем в глубокий свежий снег не хоженных никем протоков. С трудом тропим маршрут без саней, корпусом «Патруля» или «Атаки», возвращаемся за грузом, наматывая «лишние» километры и теряя драгоценное световое время.
Но вот поселок Катырык. Очень дружелюбное население. Вопросы-расспросы. Скромно рекламируем технику «Русской механики». Может, оно и не надо — в каждом поселке есть одна-две «Тайги», которые верой и правдой трудятся наравне со ставшими уже классикой северных широт рыбинскими «Буранами». Есть, правда, у местного народа претензии к «Тайгам» выпуска прошлых пяти-десяти лет. Но, как говорится, много воды утекло с тех пор и в Хете, и в Волге. Однако все давешние претензии мы аккуратно записываем, чтобы передать потом на завод…
В 19.30 встаем на ночлег в красивейшем месте — на слиянии основного русла Хеты и правой протоки — на своеобразной стрелке между двух широких рек.
День двадцать четвертый
Маршрут: правый берег реки Хета III – Хатанга. Пробег: за день 143 км, общий 2511 км
С утра мороз. Это видно по испарениям на наших спальниках и изморози на палатке. Значит, стойки палатки придется отогревать зажигалкой или голыми руками. Но это — дело привычное, так же, как и вытряхивание из палатки льдин, снежной изморози и сугробов. Это легче сделать, вывернув наш «дом» наизнанку. Чем мы и прилежно занимаемся каждое утро.
Стартовали рано. Наша цель — Хатанга. Вот поселок Хета, вот Новое. В каждом из них — вопросы о пробеге, о новой технике «Русской механики».
Ясно, что местное население нашу технику после пробега зауважает. Осталось дело за малым — дойти до Уэлена. Но если серьезно, то наш пробег от Салехарда (порядка 2400 км) уже вызывает у местных охотников и рыболовов уважение. Но то ли еще будет!
И вот показалась Хатанга. Визит в местную администрацию, заселение в гостиницу… И возможность отмыть наконец-то почерневшие руки и лица, позвонить домой не по спутниковому, а по обычному — мобильному — телефону.
Продолжение следует