Как Швеция поможет России очистить воду и сэкономить энергию
«Спасибо за вклад». Когда мы увидели эту надпись в туалете информационного центра микрорайона Хаммарбю Шёстад в Стокгольме, решили, что над посетителями WC просто издеваются. Но потом нам объяснили, что это не стёб. Каждый посетитель туалетной комнаты в любом здании микрорайона вносит посильный вклад в его обогрев.
Канализационные стоки проходят очистку, из полученного ила вырабатывается биогаз, который используется для производства тепловой энергии и для заправки автотранспорта. Сегодня Швеция в числе самых продвинутых стран мира в области экологии, энергоэффективности и энергосбережения, в прошлом году Стокгольм получил титул Зеленой столицы Европы. И когда Россия сказала: мы пойдем тем же путем, Швеция предложила себя в провожатые.
К слову, весь общественный транспорт Швеции, как и машины, собирающие мусор, работает на биогазе или этаноле. Подсели на него и частники. 40 процентов машин в Стогкольме — «зеленые».
Еще один источник получения биогаза — пищевые отходы от магазинов, ресторанов и, конечно же, рядовых жителей. То, что остается после получения биотоплива, используется для производства удобрений.
В середине прошлого века этот микрорайон был промышленным, многие предприятия работали там незаконно, и никто не следил за их выбросами.
Сегодня микрорайон — один из самых чистых и дорогих в городе, в нем 12 тысяч квартир, рассчитанных на 28 тысяч жителей.
Его строили в 90-е годы по концепции симбиосити — это интегрированный комплексный подход к планированию городской инфраструктуры, который позволяет добиваться мощного синергетического эффекта, превращая отходы в ценное сырье. Реализация проекта, включающая в себя строительство домов, инфраструктуры, железной дороги, внедрение энергосберегающих технологий (дома в микрорайоне при полном комфорте проживания в них потребляют на 50 процентов меньше энергии, чем те, что были построены в городе ранее), обошлась в 4 миллиарда евро. Из них 0,4 миллиарда — инвестиции города и государства. Остальное — частные деньги. Сегодня многие технологии, отработанные в Хаммарбю Шёстад, используются в Швеции повсеместно.
Курс на энергоэффективность и улучшение экологической обстановки был взят в семидесятые годы — грянул нефтяной кризис.
На тот момент в каждом здании была своя кочегарка, в которой сжигался уголь. Из тысяч труб почти круглый год валил черный дым. Чтобы защитить экономику и здоровье горожан, власти страны взяли курс на перевооружение. Один из итогов: за последние 20 лет рост экономики Швеции составил 50 процентов, а выбросы парниковых газов сократились на 10 процентов и продолжают падать. К 2020 году их должно быть на 40 процентов меньше, чем в 1990-м. Очищением сточных вод власти Швеции занялись несколько раньше — в 1940 году это стало приоритетом в сфере экологии и остается до сих пор.
Огромная проблема России — мусор — для Швеции давно превратилась в источник тепла и дохода. Половина домов Швеции, от маленьких до многоэтажек, отапливается за счет сжигания отбросов цивилизации, а компании, поставляющие эту энергию, зарабатывают трижды: принимая мусор, продавая тепло и электричество. Всего на сжигание идет 48 процентов добытого в Швеции мусора, остальные 35 — на утилизацию, еще 14 — на биологическую обработку и только 1,4 процента — на захоронение.
При этом Швеция даже стала закупать «товар» в соседних странах. Основные поставщики — Германия и Норвегия.
На предложение российских журналистов покупать наш мусор шведы ответили улыбкой. В топку можно направлять далеко не все, что горит, по экологическим соображениям. В Швеции, как и в других странах Евросоюза, мусор собирается раздельно, и каждый его вид имеет свое предназначение. С пищевыми отходами все ясно, металл, пластик, бумага идут на вторичную переработку. Есть отдельные контейнеры для опасного мусора, в том числе для энергосберегающих ламп. Закупаются они в Китае. У поставщика есть в Швеции заводы по их утилизации. Причем ее стоимость заложена в цене лампочки. Собрав использованные, предприятие размельчает их и полученные ингредиенты (ртуть, стекло) направляет на повторное использование в промышленность.
Для крупного мусора (такого, как старая мебель, бытовая техника или строительные материалы) в Швеции открыты специальные пункты приема. Люди привозят его самостоятельно и сдают бесплатно. Таких станций по стране 700 — одна на 10-15 тысяч населения. Иногда возле них работают общественные организации, предлагающие людям не сдавать «бэушные», но добротные вещи в утиль, а направить на благотворительные цели. Но если вещь, пусть даже исправная и почти новая, «дошла» до склада, ни о каком вторичном использовании не может идти речи. Она однозначно уйдет на переработку или сжигание.
Помимо мусора и канализации, Швецию греют и освещают гидроэлектростанции, атомные, ветровые, солнечные.
Сам собой возникает вопрос: чем наш мусор хуже? И почему здесь выгодно вырабатывать энергию из мусора, а в России — нет? Ответы лежат в экономической плоскости. Практически все предприятия, перерабатывающие мусор в тепло и электричество, — муниципальные. Именно муниципалитеты являются инвесторами и распорядителями, хотя на какихто этапах в долю может входить частный бизнес. Срок окупаемости таких установок 7-10 лет. Плюс тарифы в Швеции на тепло и электричество куда выше, чем в России, что и дает предприятиям возможность зарабатывать. Потребитель платит за все: за то, чтобы машина вывезла мусор, за доставку его на фабрику, за то, чтобы предприятие приняло его в работу, а потом еще и за энергию.
О суммах судите сами: берем, к примеру, квартиру площадью 105 кв. метров в кооперативном доме нестоличного города Швеции. В среднем тепло и горячая вода обходятся в 800 крон в месяц (примерно 3200 рублей), электричество — 1500-2000 крон (6-8 тысяч рублей), арендная плата, куда включены расходы на мусор, — 4500 крон (18 тысяч рублей). Итого примерно 7300 крон, или около 30 тысяч рублей ежемесячно платит средняя шведская семья коммунальщикам.
Могут ли шведы себе это позволить? Средняя зарплата в стране 20-25 тысяч крон до вычета налогов. Подоходный составляет от 29 до 35 процентов в зависимости от территории. Таким образом, на руки средний швед получает 14-17 тысяч крон (56-70 тысяч рублей). Если в семье работают двое, то почему бы при доходе свыше 120 тысяч на наши деньги 30 из них не отдавать за квартиру? Хотя, конечно, в одиночку вытянуть такие тарифы непросто. Но и нищих в путешествии по Швеции мы не встретили — люди в большинстве своем выглядят довольными и упитанными.
Кстати, немаленький подоходный налог идет в муниципальный бюджет, делают в него отчисления и предприятия. Так что местное самоуправление в Швеции не бедствует и может себе позволить делать инвестиции.
Как отметил посол Швеции Бу Йерлстрём, когда 10-11 лет назад он начал завязывать сотрудничество с Россией по экологическим вопросам, они не были приоритетными для нашей страны. Но в последнее время ситуация в корне изменилась.
«Прошлой осенью российское правительство приняло широкую программу по вопросам энергосбережения и энергоэффективности. Она охватывает всю цепочку производства и потребления различных видов энергии.
Приятно, что в этих программах особо выделяется опыт северо-европейских стран как особо ценный для использования», — сказал он. И сегодня Швеция готова предложить России свои технологии и финансовые возможности. Кстати, некоторые из них уже используются в регионах.
«Российская Газета»