Уже первые данные об аварии на атомной станции «Фукусима» породили прямую ассоциацию с событиями в Чернобыле. Но люди, сталкивавшиеся с радиацией, как говорится, лицом к лицу, утверждают: ситуация в Японии гораздо безобиднее, чем то, что случилось в 1986 году
Александр Мышкарев — председатель общественной организации «СоюзЧернобыль», после взрыва на ЧАЭС он был руководителем одного из отрядов, ликвидировавших последствия аварии.
«Я слежу за этой темой, — делится Александр Владимирович, — смотрю новости, аналитические передачи. Поверьте, то, что происходит сейчас в Японии, ни в какое сравнение не идет с чернобыльскими событиями. В 1986 году произошел атомный взрыв, 170 тонн ядерного топлива «расплескалось» по территории трех стран. Радиационный фон повысился не только в СССР, но и в Европе. В Японии конструкция реактора такова, что расплавленное топливо попадает не на землю, а в специальный приемник. Радиационный фон усиливается за счет пара, который стравливают из реактора. Все это напоминает по конструкции гигантскую скороварку».
Рассказал Александр Мышкарев и о разнице между веществами, которые использовалось в Чернобыле и на «Фукусиме»: «Сейчас речь идет о йоде, период распада которого не превышает 8 дней, а в нашем случае в качестве топлива использовался уран. Он может храниться и не терять своих свойств в течение 350 лет. Разница существенная. Так что даже при самом плохом исходе таких последствий, как в Чернобыле, не будет».
На данный момент зона заражения в Японии ограничивается радиусом в 30 километров. Оттуда эвакуированы все жители, а при повышении радиационного фона уезжают и те, кто ликвидирует последствия аварии.
«В 1986 году мы работали, несмотря на выбросы. Смена 10 дней, затем приезжали новые люди, — вспоминает Александр Владимирович, — да и экипировку с нынешней не сравнить. Нам выдали форму солдатскую хлопчатобумажную, сапоги и респираторы самые примитивные. Так и работали. А вот техникой были лучше обеспечены. Японцы не были готовы к взрывам, к проведению работ по ликвидации последствий. Хотя после Хиросимы и Нагасаки должен был появиться такой опыт. Да и сейсмологическую обстановку надо было учитывать, и возможность цунами. Дамба у них, конечно, была, но высотой метра 4, а волна десятиметровая пришла».
О последствиях для России ликвидатор чернобыльской аварии говорит уверенно — их не будет. Если даже радиационное облако и дойдет до побережья нашей страны, то фон повысится всего в 2-3 раза, что будет заметно лишь для приборов и никак не отразится на людях.