В марте 1936 года были очерчены современные границы Ярославского края. Новый статус дал мощный толчок развитию региона, его промышленности, экономики, культуры
Процесс появления новых территориальных образований начался сразу после Октябрьской революции в 1917 году. Умы советских реформаторов захватила идея, заключавшаяся в полной замене старых небольших губерний на огромные советские области, которые соответствовали выделенным Госпланом экономическим районам.
Однако подобная «глобализация» не оправдала себя: гигантские по площади, населению и числу районов единицы административно-территориального деления были плохо управляемы. И потому вскоре начался обратный процесс.
В марте 1936 года в результате «разукрупнения» из гигантской Ивановской промышленной области, просуществовавшей только 7 лет, выделилась самостоятельная Ярославская. Тогда она была вдвое больше сегодняшней, на ее территории проживало более 2 млн. человек, в ее состав вошли Ярославская область без восточной части Ростовского уезда, Переславский район Владимирской губернии и Костромская область (вышла из состава только в 1944 году).
Новый статус на долгие годы вперед определил место Ярославского региона в жизни страны, послужив импульсом к его развитию. И прежде всего промышленному. С этого момента начинают активно строиться новые заводы, дороги, объекты соцсферы, осваиваются передовые для того времени технологии. Основными направлениями становятся машиностроение и химическая промышленность.
В эту эпоху Ярославская область привлекает к себе повышенное внимание со стороны руководства страны. В июне 1936 года здесь побывал председатель ЦИК Михаил Калинин. Он прибыл сюда на два дня и не мог не заехать в Рыбинск.
«Всесоюзный староста» посетил стройку Рыбинского гидроузла, завод имени Павлова, завод полиграфических машин. Еще один знаковый факт из истории промышленности Рыбинска, стратегического во многих отношениях города области, связан с авиастроением. В июле 1936 года самолет АНТ-25 с летчиками В. Чкаловым, Г. Байдуковым, А. Беляковым на борту совершил 56-часовой беспосадочный рейс по маршруту Москва — Заполярье — Дальний Восток.
За этот перелет члены экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза. Возможность пробиться сквозь арктические циклоны, выиграть сражение с обледенением, долететь до края советской земли обеспечили рыбинские моторы. А для первой арктической станции «Северный полюс — 1» под руководством Папанина рыбинская спичечная фабрика «Маяк» изготовила ветроустойчивые спички, крайне необходимые в суровых широтах Северного Ледовитого океана. В годы Великой Отечественной войны они пригодились для бутылок с зажигательной смесью «коктейль Молотова».
В сороковые роковые Ярославская область оказалась прифронтовой. Здесь размещались госпитали, детские дома для детей блокадного Ленинграда. В 1943 году на кожевенном заводе инженер Виталий Александров разработал ускоренный метод обработки кож для сапог, получивший название «рыбинский метод», за что в 1946 году был удостоен Сталинской премии. В это же время на Волжском машиностроительном заводе (ВМЗ) изготавливали шпили знаменитых сталинских высоток в Москве, и также испытывали каркас рубиновых звезд для пяти башен Кремля.
В послевоенное время в Ярославской области продолжает развиваться крупная промышленность. Рыбинск в статусе «закрытого» города трудится на оборонную мощь страны. Многие предприятия были отмечены государственными наградами. В 1960-е годы Советский Союз живет проектом космического полета к дальним планетам.
Для этого эксперимента на ВМЗ была изготовлена полностью герметизированная камера. В течение года (1967 — 1968) в этой камере проводился эксперимент по нахождению людей на протяжении длительного времени в замкнутом пространстве.
Впервые в СССР в Рыбинском конструкторском бюро моторостроения разработали двигатели для самолетов с вертикальным взлетом для палубной авиации. В РКБМ также шла работа над созданием двигателя для самолетов дальней стратегической авиации.
В 1970 году на Рыбинском моторостроительном заводе создается первый опытный снегоход «Буран», запущенный вскоре в серийное производство. И по сей день Рыбинск остается единственным в России городом, где производятся снегоходы.
Новая эпоха принесла свои испытания. Но и сейчас Ярославская область остается значимым производственно-технологическим регионом России с мощным потенциалом, развитой системой образования, высокими достижениями в культуре и спорте.
Наш край занимает лидирующие позиции в формировании высокотехнологичных секторов экономики, таких как нанопроизводство, фармацевтика, когенерационная энергетика.
За помощь в подготовке материала редакция выражает благодарность заведующей сектором истории края Рыбинского музея-заповедника О.С. Гожалимовой