— Ой, платок забыла в кармане, может, плакать придется, — шутя бросила одна из мам, возвращаясь в гардероб гимназии № 8. 24 марта в этом учебном заведении прошла встреча представителей департамента образования, администрации, родительских и педагогических коллективов, посвященная грядущей «школьной» реорганизации микрорайона
ЛИКВИДАЦИЯ ПУСТОТ
«Мы не должны учить пустые школы. Низкая наполняемость классов ущербно сказывается на материально-технической обеспеченности», — озвучил главную причину реорганизации директор департамента образования Владимир Юдин. По данным департамента, если школы в микрорайонах Центр и Скоморохова гора с показателями наполняемости 92% и 88% близки к лицензионной норме, то Копаево, Волжский, Переборы в тройке аутсайдеров. Их ученическая укомплектованность составляет 52%, 56% и 66% от областных значений соответственно. Но и в самих микрорайонах нагрузка на школы распределяется неравномерно. Согласно сводной таблице, представленной специалистами департамента образования, загруженность гимназии № 8 в соответствии с лицензией равна 83%, школы № 17 — 40%, а СОШ № 25 — 39%.
Проще говоря, в одних классах густо, в других — пусто. По словам Владимира Юдина, эта пустота влияет на материальное обеспечение образовательного процесса, который требует все большего финансирования.
Средств, получаемых сейчас по нормативу, хватает только для оплаты труда педагогов, на компьютеры или спортинвентарь денег уже не остается. При этом затраты на содержание зданий существенно не меняются от количества их обитателей.
Для повышения экономической эффективности департамент образования предлагает объединить школы № 25 и № 17 на базе последней, а гимназию № 8 перевести в здание СОШ № 25. Таким образом, считают авторы проекта, удастся снизить расходы на содержание зданий. Полная комплектация классов повлечет за собой рост финансирования, что позволит обновить и пополнить материально-техническую базу.
Оба образовательных учреждения, которые будут объединены, имеют свои уникальные традиции и программы. Школа № 17 сильна развитым самоуправлением, гордостью СОШ № 25 являются кадетские классы. Ожидается, что все инициативы будут сохранены под одной крышей, а их синтез благотворно скажется на развитии детей. «Мы не намерены механически тасовать школы, наша задача — взять лучшее, сохранить и объединить их сильные стороны», — заверил собравшихся Владимир Юдин.
Обособленность гимназии № 8 обусловлена ее статусом. Слияние учебного заведения, работающего по специальной программе, с общеобразовательной школой невозможно. Согласно проекту гимназия переедет в более новое и комфортное здание СОШ № 25. Оно построено в 1989 году и является одним из самых «молодых» учебных заведений Рыбинска.
ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА
Обеспокоенность будущими изменениями высказали представители всех трех школ. Наиболее конструктивно и наименее эмоционально подошли к обсуждению родители и педагоги СОШ № 17. По словам председателя родительского комитета Андрея Захарова, их школа самая большая по площади среди учебных заведений поселка, поэтому наилучшим образом подходит для объединения.
«Естественно, что любой переезд и любое изменение редко бывает приятным, но раз уж возникла такая необходимость, то обсуждать надо, как это делать, а не нужно ли это делать в принципе. Я заинтересован в том, чтобы мой ребенок закончил именно эту школу, потому и ратую за реструктуризацию на нашей базе. Моим дочерям здесь нравится, смею надеяться, что понравится и ученикам 25-й школы», — обозначил свою позицию отец двоих детей.
Опасение педагогов вызывает лишь объединение воспитанников двух детских домов микрорайона. Сейчас они учатся в разных школах, после реструктуризации вынуждены будут посещать одну.
Уживутся ли «три детства»? — беспокоятся учителя. Впрочем, педагоги из СОШ № 25 не замедлили напомнить коллегам, что еще несколько лет назад в их школе учились воспитанники сразу четырех детских домов, и тогда подобных вопросов почему-то ни у кого не возникало.
Однако родители детей тех школ, которым предстоит переезд, обеспокоены рядом вопросов, которые они не преминули озвучить. «Ребятам придется ходить через неосвещенный пустырь или пользоваться общественным транспортом, а проезжая часть рядом с остановкой не оборудована пешеходным переходом», — обозначила проблемные моменты Наталья Белякова, представительница родительского комитета гимназии № 8.
Кроме того, родители заострили внимание еще на одном аспекте. После закрытия гимназии детям ближайшего района негде будет заниматься в кружках и секциях. Единственный центр в этой части поселка, по словам родителей, занимает помещение по площади, меньшей школьного класса, и не способен обеспечить досуговую деятельность всем желающим.
ПО ДУШАМ
Советник замглавы по соцвопросам Любовь Тарасова согласилась, что проблема уличного освещения в микрорайоне существует, и сейчас специалисты прорабатывают варианты ее решения.
«Сложности, связанные с реструктуризацией, есть, но все решаемо. Важно, чтобы школы получали полноценное подушевое финансирование, а не отрывали куски у более укомплектованных образовательных учреждений.
Что касается опасений по поводу новых коллективов, то детям в их дальнейшей жизни придется еще не раз сталкиваться с переездами и сменами сообществ: ученических, университетских, трудовых. Отношение ребенка к переменам напрямую зависит от родителей, это я как врач говорю. Поэтому подходить к решению этого вопроса нужно разумно. Подобные изменения — это новый коммуникативный опыт для ребенка, который пригодится ему в будущем», — пояснила значимость правильного настроя Любовь Тарасова.
Ее поддержал и Владимир Юдин, отметив, что ученический и педагогический составы будут сохранены. Проблему внеклассного досуга обещали рассмотреть дополнительно.
Тамара РОГОЖНИКОВА