новости 6 апреля 2011

Рыбинск-Уэлен: дорога испытаний

Продолжение. Начало в № 20 от 16.03.2011 г.

25-29 марта 2011 года (день двадцать пятый – двадцать девятый)
Пробег: 0 км
Эти дни экспедиция провела в замечательном заполярном поселке Хатанга, обслуживая снегоходы, ремонтируя сани и общаясь с гостеприимными местными жителями. К сожалению, погода испортилась. Запуржило не на шутку. Ураганный ветер, снегопад, почти полное отсутствие видимости… Погода нелетная. Поэтому заказанное нами фирменное моторное масло с завода прибыло только 29 марта.
Заправив снегоходы на долгий и трудный путь, мы наметили выезд на среду.
Нам предстоит один из самых длительных автономных переходов. Следующая гарантированная заправка будет только в Тикси, до которого около 1100 километров.

30 марта 2011 года (день тридцатый)
Маршрут: Хатанга — правый берег р. Хатанга у Новорыбной.
Пробег: 160 км
Мы снова на маршруте. Дует не на шутку. Заряды пурги на короткий миг сменяет солнышко,вышедшее из-за туч. Погода неустойчивая. Куда­то ее повернет? Но мы трогаемся в путь.
Пуржит круто. Пожалуй, такого ветра на маршруте мы еще не встречали. Хотя нечто подобное было на подъезде к Норильску, на Надежде. Но там ветер не нес с собой столько снега. Здесь же разыгралась серьезная низовая метель. Хорошо хоть не общая. Тогда — труба дело. Пришлось бы ставить палатку и пурговать. На Таймыре с погодой шутки плохи.
Кстати, низовая метель отличается от общей тем, что первая несет только тот снег, что поднимает с поверхности, вторая — и тот, что летит с небес. Так что если временами сквозь пургу проглядывают участки голубого неба или различим солнечный диск, значит, пурга низовая. Так и у нас. Но дует страшно. Видимость — метров 30. Держимся зимника и упрямо прем вперед.
Идем до позднего вечера. В сумерках находим снежную мульду (воронку на склоне) на правом берегу реки. Здесь дует поменьше. В мульду уместятся как раз три снегохода с прицепами и палатка. Подъем берем не сразу. Самые тяжелые сани тащим двумя снегоходами.
Но вот и все: палатка установлена, ужин готов. Здесь веселее. Пурга уже не страшна. За день пройдено 160 километров. По такой пурге — очень даже не плохо.

31 марта 2011 года (день тридцать первый)
ПОГОЖИЙ ДЕНЕК
Маршрут: правый берег р. Хатанга у Новорыбной — балок в верховьях р. Попигай.
Пробег: 185 км
Погода изменилась. Утром тихо и холодно. После пурги наши снегоходы напоминают сугробы снега.
Едем довольно бойко. Через 11 километров проезжаем поселок Новорыбная. О нем идет недобрая слава — местное население не прочь присвоить чужое имущество. Судьбу решаем не искушать, проходим мимо.
Сразу за поселком — поворот на реку Попигай. В месте слияния с Хатангой она очень широка, берегов практически не видно. Держим путь на балки — они­то уж точно стоят на берегу. Берем азимут по компасу и навигатору — и вперед!
Местами движению мешают огромные заструги, их нарезало многочисленными таймырскими пургами. Но под берегом ровнее. Тщательно выбираем дорогу, от этого зависит скорость нашего передвижения. По застругам мы вынуждены прыгать со скоростью 15-20 км/ч, а по ровному снегу разгоняемся до 50 км/ч.
Посреди реки встречаем удивительный агрегат. На шасси от ГАЗ-66 установлен кузов от пассажирской «Газели». Кстати, она битком набита оленьими тушами. Продажа рыбы и мяса — основной доход местного населения.
Заметили старый след снегоходов, он идет, срезая меандры (повороты) реки Попигай. Значит, сократим общий километраж.
От вибрации и прыжков по застругам открутилась гайка (самоконтрящаяся) верхнего крепления амортизатора передней стойки «Патруля». Быстро закручиваем ее, подтягиваем другие гайки — и снова в дорогу.
Иногда теряем едва различимый после пурги снегоходный след. Он ровнее окрестной тундры и двигаться по нему можно значительно быстрее. Поэтому терпеливо ищем след, находим его и движемся к границе с Якутией.
Ночуем в охотничьем балке — теплом и чистом. В нем есть печка, запас продуктов, умывальник и аптечка. Ночевка в балке экономит время, поскольку палатку не надо ставить и собирать. Даже при хорошей сноровке на морозе это занимает не менее двадцати минут вечером и полчаса утром. По утрам приходится голыми руками или зажигалкой отогревать замерзшие стойки палатки и вытряхивать из нее изморозь, выворачивая наизнанку.
Завтра — Якутия. Переводим часы еще на два часа вперед. Теперь разница во времени с Москвой — 6 часов.

1 апреля 2011 года (день тридцать второй)
ДВЕРЬ В ЯКУТИЮ
Маршрут: балок в верховьях р. Попигай — рыбточка на р. Уэле.
Пробег: 210 км
Утром тихо и тепло, всего минус 10 градусов. Видимость порядка километра. Солнце встает в рассветной дымке. Умываемся в балке из обычного рукомойника — какое счастье! В палатке такого комфорта у нас нет.
За полдня пролетаем расстояние до первого якутского поселка Урюнг-Хая, что стоит на реке Анабар. Местное население живо интересуется нашей техникой, просит открыть капоты и засыпает вопросами. Здесь же нас ожидает прибывший на перекладных из самого Якутска спасатель МЧС, проводит краткий инструктаж по безопасности и просит расписаться в бумагах. Оказывается, в Якутии МЧС работает очень строго.
Узнаем, что наши коллеги из группы «Северный десант» ночевали в поселке Урюнг-Хая и вышли в Тикси утром. Это значит, что мы движемся значительно быстрее их, ведь из Хатанги они вышли практически на три дня раньше! Так что заочное соревнование между «Русской механикой» и «Северным десантом», между российской и зарубежной техникой, продолжится, видимо, до самого Тикси.
В середине дня погода шепчет — яркое солнце при 9 градусах мороза и полном штиле. Выходим по следу наших друзей- «соперников». Однако идти по нему невозможно, их сани проваливаются в снег очень сильно и оставляют за собой глубокую колею. Это при том, что горючего везти им приходится почти вдвое меньше нашего, ведь у них на снегоходах моторы другой конструкции, да и маршрут у нас разный. Так что хвала нашим груженым саням, идем собственным следом и довольно быстро.
Рельеф местами холмист, приходится пересекать многочисленные долины рек и ручьев, большинство из которых течет здесь с юга на север. Мы же движемся с запада на восток. По следам видим, как тяжело приходится на подъемах снегоходам «Северного десанта». Часть машин забирается на них далеко не с первого раза. Мы же идем ходко. Наши «Тайги» прут в подъем неплохо. Снег довольно плотен, и гусеницы хорошо тянут по склону тяжелый груз. Только на одном из подъемов мы прибегли к буксировке саней двумя машинами, и то только чуть-чуть, в верхней части склона.
На спусках порой бывает сложнее — с разгону влетаем в глубокую снежную яму, но снегоходы и сани хорошо держат удар, который довольно сильно смягчил пушистый снег. Других приключений не было. Заночевали на рыбточке возле реки Уэле, как нам подсказал навигатор. Созвучно с Уэленом, конечной точкой маршрута, но мы не расслабляемся, до нее еще очень далеко. Только в Тикси будет примерно половина маршрута.

2-3 апреля 2011 года (день тридцать третий — тридцать четвертый)
34 ЧАСА ЗА РУЛЕМ
Маршрут: рыбточка на р. Уэле — Тикси.
Пробег: 590 км
Утром минус 25 градусов. Снова склоны — то вверх, то вниз. В долинах снег ровный, на возвышенностях — большие заструги. Скачем по ним, как на лошадях. Скорость держим на минимуме, чтобы не страдали подвеска и наши сани. Добрым словом вспоминаем таймырские ровные реки, по которым двигаться было гораздо комфорт­нее. К сожалению, в Якутии рек, текущих в попутном направлении, практически не будет.
Довольно быстро добираемся до поселка Усть­Оленек. Жителей немного.
Считаем количество оставшегося бензина и понимаем, что его маловато. Оказывается, автор этих строк, когда считал нарастающее расстояние в программе Excel, ошибся со ссылкой на ячейку, и как раз на этом участке пути вышла неувязка в несколько сотен километров. Однако наши снегоходы так экономично шли все последние дни, что дозаправка требовалась минимальная, всего около 50 литров. Да и то на всякий случай. Возможно, снегоходы дойдут и на имеющемся топливе.
Да вот беда — бензина в этом районе почти нет. Местные снегоходы ездят на газоконденсате — сопутствующем продукте при добыче природного газа. Причем его принимает и импортная, и общественная техника.
Ну что ж, испытания так испытания! Должны же мы проверить нашу технику во всех режимах. Может быть, кто­то из местных охотников купит себе рыбинскую «Тайгу» и будет гонять здесь на газоконденсате? Вот мы и проверим, насколько наши моторы адаптированы, так сказать, к не очень качественному топливу. Так что докупаем 50 литров газоконденсата и движемся дальше.
Путь лежит по Оленекской протоке реки Лены. Поднимается ветер. Поверхность идеально ровная — то чистый лед, то плотный снег. Однако через несколько десятков километров оказываемся в зоне песков, наметенных на снег сильными ветрами с берегов и песчаных островов реки Лены. Десятки километров песков! Их не объехать ни по берегу, ни по фарватеру — сплошной песок.
Снегоходам очень тяжело — велико трение полозьев саней, вместо снега в подвеске один песок. Местами тянем сани двумя снегоходами. Но вот и пески позади, дальше привычный снег и лед. На ночевку решаем не останавливаться, будем идти всю ночь и день до Тикси.
К утру ветер стихает. За пять часов темного времени суток отмахали немало километров, благо путь был почти прямой, вдоль высокого берега Оленекской протоки. Перед нами остров Столб — огромная одинокая скала, стоящая посреди дельты реки Лены. На полярную станцию «Сокол» решаем не заезжать, до Тикси уже не так далеко. Клюем носом, но едем.
Летим по голому льду, переезжаем небольшие зоны торосов и застругов, опять летим по льду. Движемся быстро, но осторожно — на голом льду снегоход с тяжелыми санями может запросто раскрутить и даже перевернуть. (Забегая вперед, сообщим, что на этом участке у «Северного десанта» сильно пострадал один снегоход и сани. Но у нас обошлось без приключений).
В 15 часов подъезжаем к Тикси. 34 часа за рулем и 590 километров — неплохо. Но, главное, половина нашего маршрута позади! И к тому же мы добрались из Хатанги до Тикси практически на три дня быстрее «Северного десанта»!

4-6 апреля 2011 года (день тридцать пятый — тридцать седьмой)
ПОСЕЛОК ТИКСИ
Пробег: 0 км
Занимаемся в Тикси обычными делами — посещение администрации, общение с пограничниками, написание отчетов, обработка фотографий и поиски интернета. Впереди — обслуживание техники, усиление сваркой наших саней, замена истершихся накладок на полозьях. Еще — прокладка будущего маршрута по картам и навигатору, сверка расстояний, закупка бензина.
Следующий отчет и фотографии нам удастся отправить, скорее всего, только из Чокурдаха. Со связью на Севере не очень хорошо.
Продолжение следует

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме