Город строится, и это радует. Но зачастую по некоторым адресам появляются этакие «нежданчики». Пройдемся по некоторым из них: Приборостроителей, 3а — супермаркет; Оборонная, 19 — жилой дом; Бородулина, 6а — кафе; Труда, 114 — автосервис; Чкалова, 64 — административное здание; Рыбинская, 25 — кафе «Рай Ахтамар»; Коллективизации, 4 — гостиница, парковка.
Это лишь малая часть объектов, построенных или строящихся незаконно, выявленных в последнее время специалистами департамента архитектуры и градостроительства. Во всех этих случаях предприниматели «забыли» об одной важной «мелочи» — получить разрешение на ведение работ.
Бесспорно, на оформление правоустанавливающих документов требуется время. Наверное, по-этому нередко предприниматели пускаются во все тяжкие, надеясь на авось. У кого-то сроки поджимают, кому-то деньги необходимо «пустить» в строительство и т.д.
«Любое здание в городе должно возводиться только при наличии проекта, разрешения на строительство, в строгом соответствии со строительными регламентами, с соблюдением пожарных, санитарных норм и только силами специалистов, имеющих лицензию на такой вид работ. Разбирательства по факту незаконного строительства, как правило, не проходят без привлечения прокуратуры. Выявленные нарушения — повод для обращения в суд», — комментирует директор департамента архитектуры Любовь Тихонова.
Сложившаяся практика показывает: в большинстве случаев предпринимателей, организации, ведущих незаконное строительство, понуждают оформить стройку в установленном законом порядке, получается, задним числом. Но этот подход, хоть и распространенный, но все же по сути своей порочный.
Представителям контролирующих органов уже после того, как здание достроено, трудно судить о качестве работ, соблюдении всех строительных норм. Можно только гадать, безопасно ли находиться в таких строениях.
Предусмотренная законом более жесткая мера — снос — у нас применяется редко.
Для самих застройщиков-нелегалов начало строительных работ без разрешения влечет за собой налоговые проблемы и порой немалые штрафы. Они их платят, но продолжают «гнуть свою линию».
О последствиях самовольного строительства говорится и в Гражданском кодексе РФ. Основной момент: лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает право собственности на нее. В общероссийской арбитражной практике рассматривалось немало дел, когда организации или частные застройщики обращались по вопросу признания права собственности на свои незаконные объекты.
В большинстве случаев суд отказывает в удовлетворении таких исков. То есть такие «творцы»-неформалы не только не приобретают право собственности на объект, но и не могут распоряжаться им — продавать, дарить, сдавать в аренду и т.д. Эти сделки будут признаны незаконными.
На федеральном уровне готовится документ, запрещающий передачу в собственность земельных участков под объектами незавершённого строительства. Учитывая, что здания, построенные без оформления разрешительной документации, официально не вводятся в эксплуатацию, то эти изменения в законодательстве распространяются и на них.
Однако в городе есть и другая база. Больше, чем незаконное строительство, у нас распространено самовольное изменение функционального назначения помещений.
Например, в доме №45 по улице Крестовой совсем недавно открылся ресторан. Официально объект еще не введен в эксплуатацию, хотя уже принимает посетителей. В свое время предприниматель, открывший его, получил разрешение на переоборудование части первого этажа жилого дома под промтоварный магазин.
Однако, судя по всему, решил заняться другим бизнесом. Он не учел, что магазин и предприятие общественного питания — разные вещи. В последнем случае требования к реконструкции, переоборудованию помещения совершенно иные, более жёсткие.
Помимо того что предприниматель должен был поинтересоваться мнением собственников дома — хотят ли они, чтобы под их квартирами работали мощная кухонная вентиляция, мясорубки, тестомешалки и проч. — он должен был получить и соответствующее разрешение в органах местного самоуправления. Сейчас по данному факту ведется прокурорская проверка.
На контроле у департамента архитектуры находится немало подобных фактов.