Насколько прецедент актуален для рыбинского МУП «Теплоэнерго»?
В юридической практике страны появился прецедент, который для многих муниципальных теплоснабжающих организаций можно назвать глотком свежего воздуха. Согласно решению Конституционного суда от 29 марта 2011 года, если тарифы на тепло устанавливаются на региональном уровне, то и убытки теплоснабжающих организаций следует восполнять из регионального, а не из муниципального бюджета.
Рассмотрение дела в Конституционном суде инициировало муниципальное образование городского округа Чита. В 2009 году региональная служба по тарифам Забайкальского края установила тариф на тепловую энергию для населения ниже экономически обоснованного уровня.
Межтарифная разница обернулась для местной теплоснабжающей организации немалыми убытками. Точку в серии судебных разбирательств поставил Конституционный суд, подтвердивший важный момент: возникновение межтарифной разницы является следствием госрегулирования тарифов на тепло, следовательно, возмещение убытков целиком и полностью лежит на публично-территориальном образовании, органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть субъект РФ.
Насколько актуален подобный прецедент для рыбинского МУП «Теплоэнерго»? Рассказывает замначальник финансово-экономического отдела Светлана Козлова:
— Основной причиной сложного положения, в котором находится предприятие на протяжении последних лет, является жесткая политика государственного органа, устанавливающего предприятию заниженный тариф на тепловую энергию. К примеру, на 2011 год предприятие заявило рост тарифа по тепловой энергии на 45%, в конечном итоге мы получили 16,1%, — говорит Козлова.
Одна из самых острых проблем предприятия — нормативные потери в тепловых сетях, предусмотренные техпроцессом.
— По идее, эти утвержденные расходы должны покрываться в полном объеме. К сожалению, областной департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов в 2009 году не учел их. В 2010-м они также были занижены, — говорит замначальника.
Сверхнормативные потери возникают из-за того, что у МУП «Теплоэнерго» нет оборотных средств на ремонты тепловых сетей. В текущем году на эти цели предприятию необходимо 96 млн рублей, но в тариф заложены только 39,7 млн.
— В прошлом году вместо необходимого 81 млн рублей мы получили лишь 54 млн. Подобная тенденция давно вошла в практику. В результате степень изношенности оборудования и тепловых сетей достигает 90%, а объемы «недоремонта» коммуникаций превысили 100 километров, — продолжает Светлана Козлова.
«Не угадали» и со стоимостью электроэнергии для производственных нужд. Только за два первых месяца убытки по ее оплате составили 2 млн рублей. Потому что тариф на электроэнергию оказался выше стоимости этого ресурса, установленной и учтенной в тарифе для МУП «Теплоэнерго».
Предприятие не раз обращалось к региональным властям с просьбой компенсировать убытки.
— Мы обращали внимание на пункты, которые не были учтены при формировании тарифа. Но рассмотрели далеко не все статьи, а только наименее затратные. К примеру, сюда не вошла инвестиционная программа, которая направлена на повышение эффективности теплоснабжения, — говорит специалистка.
На выпадающие доходы — убытки прошлых лет в размере 150 млн рублей — предприятию позволили компенсировать только треть заявленной суммы. На амортизацию оборудования МУП «Теплоэнерго» планировало получить более 25 млн рублей, в результате имеет лишь 18 млн.
«Узкие» места тарифных ножниц можно перечислять и дальше.
Итог таков: МУП «Теплоэнерго» за 2010 год недополучило 229,6 млн рублей, по 2011 году недостаток составит 300 млн.