Кто владеет информацией, тот владеет миром. Авторство этой знаменитой фразы приписывают Ротшильдам. И вот почему. Летом 1815 года Наполеон проигрывал битву при Ватерлоо. За сражением напряженно наблюдали Натан и Якоб Ротшильды, финансовые интересы которых простирались по обе стороны линии фронта. Едва убедившись, что армия Наполеона разбита, Натан, загоняя лошадей и из-за шторма тратя бешеные деньги на фрахт судна, мчится в Лондон.
Утром Натан Ротшильд является на Лондонскую биржу. С печальным и загадочным видом он немедленно приступает к массовой продаже своих акций. Брокеры, убежденные в проигрыше англичан, следуют его примеру. Английские, австрийские и прусские ценные бумаги дешевеют с каждой минутой и оптом скупаются агентами Ротшильда.
О том, что Наполеон проиграл битву, на бирже узнали лишь через день. Многие держатели ценных бумаг покончили с собой, а Натан заработал 40 миллионов фунтов стерлингов.
Прошло почти 200 лет. Желающих овладеть миром по-прежнему достаточно. К их услугам целая информационная индустрия, снабжающая любыми данными любого желающего в любое время дня и ночи и в любой точке земного шара.
Владеть информацией – значит, иметь и уметь ее использовать. Не иметь информации – значит, принимать неверные решения. Не уметь ею пользоваться – значит, работать неэффективно. В результате – реально измеримые в рублях убытки. Вам это надо? Рыбинску – точно нет.
Информация в глобальном ее понимании и прикладном применении стала предметом обсуждения 5-й Всероссийской конференции «Геоинформационные технологии в муниципальном управлении», которая состоялась на прошедшей неделе в Центре спорта и отдыха «Дёмино».
Организаторами трехдневной конференции стали Межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг в России (ГИС-Ассоциация) и администрация Рыбинска.
Уникальным городом на карте России назвал Рыбинск председатель ГИС-Ассоциации Сергей Миллер. Мы – единственные в стране, у кого есть в Интернете публичный, юридически значимый ресурс, связанный с адресной информацией.
— Хорошее решение требует хорошей информации, — сказал, открывая конференцию, заместитель главы администрации города Рыбинска Юрий Беляков. – Для нас, муниципалов, информация – не самоцель, а инструмент ее достижения: снижение бюджетных расходов, увеличение доходов, привлечение в город инвесторов. К светлому будущему невозможно двигаться без подробных карт по разбитым дорогам.
В Рыбинске созданы и реализуются цифровой масштабный и цифровой адресный планы. Сейчас заканчивается перенос информации в общую базу для работы в единой информационной системе департаментов администрации, предприятий и организаций, всех, кто имеет воздушные и подземные сети.
Практическое применение муниципальных городских электронных ресурсов – это упрощение процедуры оформления строительной документации, прозрачность принятия решений, эффективная эксплуатация городского хозяйства. Это, в конце концов, создание качественной картинки Рыбинска, которую, образно говоря, может посмотреть потенциальный инвестор, находясь в любой точке земного шара.
А увидев, прочитать информацию. И если она будет актуальная, юридически и экономически грамотная, то в нашем городе появится возможность заполучить дополнительные инвестиции. А у инвестора — шанс начать в Рыбинске новый бизнес, развивать новые технологии и открывать новые рабочие места.
Так или примерно так выглядит идея применения геоинформационных систем на уровне муниципалитетов. Конечно, ученые мужи, федеральные чиновники и профессионалы в области информационных технологий, собравшиеся в Дёмино, обсуждали гораздо более тонкие материи.
Например, такую: каким образом из различных источников получить единое поле и как им в дальнейшем пользоваться. Или: какова должна быть единица измерения, если единой системы координат для информации в стране до сих пор не существует. И еще такую: как создать юридически значимое и экономически адекватное информационное поле, которое отражает сегодняшнюю ситуацию.
Да простят нас специалисты за вольное изложение, но непосвященному гуманитарию трудно одолеть даже то информационное поле, которое образовалось за три дня работы конференции. А как вы понимаете, это лишь малая часть глобального процесса информатизации всей нашей жизни. Поэтому за разъяснениями мы пошли к специалистам. И вот что получили.
— Что такое «гео»? Это все, что связано с пространством земли: география, геология, геодезия. А в сочетании с информационными технологиями – это со-здание полной и сопоставимой виртуальной модели, адекватной реальному миру. Понятно? Тогда на примере. Все управленческие решения – от кухарки до президента – принимаются на основе некой виртуальной модели.
Даже при Иване Грозном пусть на бересте, но эта модель была. Сегодня существует куча ведомств, населенных чиновниками. Каждое имеет свое видение мира, свою модель принятия решений. Эти модели зачастую не пересекаются. Одно ведомство рулит, так сказать, параллельно другому.
И даже если их действия качественные, они, не пересекаясь, дают неадекватное представление о существующей информации. Задача геоинформационных технологий – совместить все модели в одну базу данных. А если это невозможно, построить новую модель, которая дает верное представление о реальном мире.
— Значит, ваши технологии в первую очередь – в помощь чиновникам?
— Что чиновнику хорошо, то и народу не плохо. Геоинформационные технологии создают единую картину мира. Сегодня что происходит? Один отвечает за дороги, другой – за лес, третий – за коммуникации, приватизацию, социальные блага… Экология, культура, градостроение, ограничения использования территорий – у каждого свои полномочия.
А мы сейчас благодаря технологиям получили возможность создать единую систему. Мы можем собрать карту территории «на лету», при этом обеспечив ее актуализацию. Выдали разрешение на строительство – зафиксировали на карте, продали участок земли – отразили в виртуальном пространстве, подписали объект к эксплуатации – он у нас уже отображен как готовый.
Это и прозрачность принятия решений, и своеобразный отчет чиновников о работе. Чем быстрее мы преодолеем проблему разделения и сведения полномочий, создадим единое адекватное миру пространство, тем эффективнее будет работать власть. А это – благо для людей.
— Кажется, сегодня в сети Интернет есть все, что душа пожелает.
— Да, только в разных источниках и не факт, что добытая информация будет соответствовать реальной ситуации – она вполне может оказаться вчерашней. Видите ли, мир имеет свойство меняться. Вчера здесь был парк, сегодня – дорога, завтра власть решит магазин построить. Плюс меняется юридическая база, экономическая ситуация. В идеальной геоинформационной системе все перемены должны отображаться в реальном времени.
— Хорошо, выгоды пользователей понятны. А власти это зачем нужно?
— Если власть мудрая, она найдет в ГИС массу возможностей. Важный аспект – учет собственности. Сегодня далеко не в каждом городе есть полные данные о недвижимости, коммуникациях, коммунальных сетях, границах территорий. Спрашивается: чем власть управляет-то? Сорока процентами собственности, о которой имеет представление?
В Рыбинске, например, земельный налог составляет 20% собственных доходов бюджета, а в Уфе – 60%. У Рыбинска есть нереализованные пока возможности увеличить доходы. Для этого надо создать полную базу данных городского хозяйства. Когда власть видит все свое хозяйство, она может регулировать развитие территорий. Например, чиновники знают, что в конкретном районе города нужна аптека. И предоставляют льготы по аренде тем, кто собирается открыть не автосервис, а именно аптеку. Мне кажется, все преимущества ГИС для власти очевидны.
— Что вы ждете от конференции в Рыбинске?
— Мы же попользовать вас приехали (смеется). Попытаться совместить наши миры. Федеральных чиновников привезли, чтобы они знали, что происходит на местах, в каких координатах люди работают, какими данными пользуются. Ну и самонадеянно думаю, что мы немножко Рыбинску помогли. Хотя бы тем, что задели чиновников за живое низкой собираемостью земельного налога. Думаю, что какие-то последствия будут точно.
— Помимо упрощения процедур получения разрешительной документации, возможностей привлечения в Рыбинск инвесторов, качественная, полная и доступная информация – это улучшение технологии муниципального управления.
По сути, мы ищем, как заработать в бюджет дополнительные деньги. Например, только проведение паспортизации объектов недвижимости может принести в городскую казну порядка 50 миллионов рублей.
Но для этого нужно вложить 5 миллионов на организацию работы. Еще пример. Мы предполагаем, что около 80% жителей многоквартирных домов не платят земельный налог. Потому что у нас нет информации, нет точных и актуальных данных.
Когда они будут, земельный департамент планирует получить дополнительно 20-25 миллионов рублей в год. Согласитесь, что эти деньги для нас не лишние. Но для того чтобы надеяться на будущий доход, надо сегодня вложиться в создание баз данных.
— Каких результатов вы ждете от работы конференции?
— Наша цель как организаторов – сравнение нашей работы с работой профессионалов других городов. На конференции присутствовали рыбинские департаменты архитектуры и земельных ресурсов, областные департаменты строительства, информационных технологий, федеральные чиновники, представители 20 городов России. Для нас это обмен опытом, мнениями по геоинформационным технологиям.
Сергей Трофимов, начальник отдела информатизации администрации г. Рыбинска – о задачах городских информационных систем:
— Основные задачи муниципалитета – пополнять бюджет и эффективно его расходовать. Начнем с последнего — с оптимизации затрат. Качественно эксплуатировать коммунальную инфраструктуру и снижать расходы на ее содержание можно только имея общую картину: где расположены поставщики услуг, как проходят коммуникации, правильно ли они рассчитаны.
Только одна регулировка сети теплоснабжения может значительно снизить затраты на тепло в Рыбинске. Для того чтобы принять решение, какой должна быть схема прокладки сети, нужно увидеть территорию города, объекты, которые к ней будут подключены, узнать, где находятся источники тепла. Тогда можно правильно и грамотно спланировать городские теплосети. То же самое касается воды, газа, электроэнергии. Везде нужна информация.
Наличие правильно организованных информационных баз позволяет решать самые произвольные задачи. Например, наша диспетчерская служба всегда в курсе, сколько человек осталось без воды в случае аварии на сетях МУП «Водоканал». В городской информационной системе одним нажатием кнопки можно узнать, где и сколько в Рыбинске многоэтажных домов. Или зданий выше 12 этажей. И чем полнее и актуальнее наша база данных, тем выше вероятность правильных управленческих решений.
— Создание глобальных систем информации всегда вызывает опасение, что базой данных кто-то воспользуется.
— А нам и надо, чтобы ею пользовались как можно большее число специалистов. В Рыбинске с нашей информационной базой уже работают свыше 20 организаций, 12 департаментов администрации. Это в основном те, кто эксплуатирует сети, занимается землеустройством, межеванием, правоохранительные органы.
— В систему может войти любой желающий?
— В ту ее часть, которая является открытой для всех. Большинству пользователей нужен адресный план города – он с прошлого года выложен в Интернет. На карте уже есть школы, детские сады, лечебные учреждения. Хотели обозначить объекты торговли, но выяснилось, что исчерпывающей информации о торговых предприятиях Рыбинска у нас нет. В этом случае могут быть эффективнее общественные ресурсы: человек обнаружил, например кафе, ввёл в карту – появился значок с названием предприятия.
— В Интернете сегодня, кажется, есть все. Можно «погулять» по улицам Нью-Йорка, посмотреть в реальном времени извержение вулкана. Может ли потенциальный инвестор рассмотреть какой-нибудь рыбинский дом «со всех сторон»?
— Рискую прослыть ретроградом, но я не люблю, когда все крутится-вертится. Ну или считаю это пока неактуальным. Для того чтобы, как вы говорите, показать дом со всех сторон, нужно очень много денег. Я не уверен, что это необходимые на сегодня траты. Приходится все время выбирать, что нужнее: трехмерная проекция дома или эффективные инженерные сети и городские коммуникации.
— На какой стадии находятся сегодня городские информационные системы?
— Начнем с того, что картография для нас – это уже фон. Сегодня перед нами цель — связывать картографические данные с другими базами: жителей, юридических лиц и т.д. К концу этого года стоит задача сделать внесение изменений в базу видимым для всех пользователей, то есть создать городскую сеть, которая обеспечит межведомственный обмен информацией. Пока это довольно сложный процесс передачи информации от одних департаментов к другим.
— Оправдались ли ваши ожидания от конференции?
— Мы обсудили проекты федеральных законов о создании единого адресного госреестра и о единой картографической основе. Для нас это очень важно, потому что сегодня города создают свои базы данных без общих правил. И мы опасаемся, что после принятия законов нам придется всю работу делать заново. На конференции представители федеральных структур озвучили предполагаемые нормы, выслушали мнения специалистов, и пока нас это обнадеживает.
* * *
Резюме услышанного, увиденного и осознанного.
Геоинформационные технологии – это возможность создания единого юридически значимого пространства. Это информационное поле, если оно адекватно реальному миру, позволяет принимать правильные решения всем: власти, инвесторам, простым жителям. Поясним на конкретных примерах.
Работники правоохранительных органов собрались и создали, например, карту особо опасных зон города. Открыли вы ее в Интернете и увидели, по какому автобусному маршруту чаще воруют кошельки, в каком магазине больше обсчитывают покупателей. И вы делаете вывод: в этом автобусе нужно сумку держать обеими руками, а в этом магазине внимательно считать сдачу. Всем хорошо.
Еще один свежий пример, когда информация из разных источников создает реальную картину происходящего. Помните летние пожары в России? Пока дым окончательно не закрыл видимость со спутников, МЧС пренебрежительно относилось к частной информации о возгораниях. Зато потом, когда основной официальный источник информации стал недоступен, именно интернет-карты жителей России дали возможность оперативно бороться с лесными пожарами.
Или трагические события в Японии. Информация об уровне радиации шла из трех источников: от японских специалистов, российских чиновников и жителей с дозиметрами и навигаторами. И реальную картину Дальнего Востока можно было получить, сведя все данные в единое информационное поле.
Несколько слов об инвесторах. Сидит, скажем, человек в Париже и раздумывает, как бы ему повыгоднее вложить заработанные в оффшорах деньги. Открывает Интернет, находит рыбинский ресурс, а там – полная информация о территории, земельных участках, недвижимости, юридическая база данных, экономические показатели. И все свежее, сегодняшнее.
Можно просчитать риски финансовых вложений, предполагаемые прибыли. В результате Рыбинск получает инвестиции, инвестор – перспективы развития. Всем опять хорошо.
Все это и есть геоинформационные системы глазами обывателя. А дело специалистов – довести их до уровня, когда легким движением руки, одним нажатием клавиши вы сможете получить из Интернета информацию, нужную вам для жизни, работы, отдыха, развития, процветания. Ведь тот, кто владеет информацией, владеет всем миром.