Продолжение.
Начало в №№20, 24, 26
ПОЗАДИ — ПОЛОВИНА ПУТИ
12 апреля 2011 года (день сорок третий)
ТИКСИНСКИЙ ЗАЛИВ
Маршрут: Тикси — поселок золотоискателей. Пробег: 60 км
Как обычно, ранний подъем. Заправка топливом. Бензина берем с запасом на случай непредвиденных ситуаций. Пускай лучше останется…
Погода портится. Слабая метель, видимость не более 500 метров. Выходим на лед Тиксинского залива. Берегов почти не видно. Идется не просто. Тяжелые сани, торосы и заструги. Погода портится. Справа на берегу океана видим поселок золотодобытчиков. Люди в нем живут только летом, зимой он пустует. Находим приличный балок, выбрасываем из него кубометра три снега, наметенного за зиму через узкую щель дверного проема. Печь. Дрова. Стол. Нары. Больше ничего не нужно, чтобы переждать непогоду. Вечереет. Печка в порядке, в балке тепло. Варим оленину, подаренную нам еще в Хатанге. Ужинаем и ложимся спать.
13 апреля 2011 года (день сорок четвертый)
ПУРГА НА БЕРЕГУ ОКЕАНА
Пробег: 0 км
Утром пуржит. Видимость нулевая. Немудрено — находимся на берегу Северного Ледовитого океана.
Хорошо хоть с дровами нет проблем — шторма выбрасывают на берег столько древесины, что ей можно несколько лет отапливать большой поселок.
Решаем в этот день никуда не ехать. Лучше один день переждать непогоду, а потом наверстать время, чем ехать в пургу, ничего не видя вокруг себя.
К вечеру становится потише. Выбираемся на снегоходе в фото-, видеоэкспедицию по окрестностям. Надеемся, что завтрашний день подарит нам хорошую погоду и позволит выйти на маршрут.
14 апреля 2011 года (день сорок пятый)
ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ
Маршрут: поселок золотоискателей — Власово. Пробег: 240 км
Этот день подарил массу новых впечатлений. Как мы и рассчитывали, пурга утихла, и нам удалось наверстать время и расстояние.
По льду залива долетели до поселка Найба. Дорога стала ровнее, торосов меньше. Справа — обрывистые берега залива. Слева горизонт ровной полосой подчеркивает безбрежность Ледовитого океана.
Дальнейший путь лежит напрямую через залив. Километров 30 мы шли по льду океана. На середине маршрута берег совсем исчез из вида — только горизонт, делящий снег и небо на две равноправные полусферы.
Но вот и материк, выходим на холмы левобережья реки Омолой. По ним движемся к поселку Хайыр. Нас уговаривают остаться переночевать, но мы отправляемся в путь, благо светлого времени у нас в запасе еще несколько часов.
Движемся быстро. Заструги и торосы сменил более мягкий снег. Начинаются холмы междуречья Омолоя и Яны. Один из подъемов дается особенно трудно. Тяжелые сани приходится буксировать двумя снегоходами. Что делать — нагрузка запредельная, горючее приходится везти с собой с огромным запасом.
На водоразделе ночуем. На карте в этом месте обозначен поселок Власово. Сейчас здесь только полуразрушенные строения. В одном из них находим комнату, в которой имеются окна и дверь. Весь пол усыпан краской, облупившейся со стен и потолка. Подметаем, расстилаем полиэтилен, коврики и спальники. Бивуак готов — примус обеспечит нам ужин и ранний завтрак. Найденный журнал приема и сдачи дежурств рассказал, что люди ушли отсюда в 1993 году.
Рядом с входом — волчьи следы размером с десертное блюдце. Вооружаемся топориком и саперной лопаткой (на всякий случай), закрываем дверь на запор, ужинаем и ложимся спать.
Надеемся, что следующий день принесет еще больше впечатлений, поскольку в нескольких километрах южнее находится заброшенная зона, в которой заключенные мыли золото и мотали свои длинные, как полярная ночь, сроки.
15 апреля 2011 года (день сорок шестой)
ПАМЯТНИКИ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
Маршрут: хребет Ынгыр-Яна — Казачье. Пробег: 140 км
Утром после завтрака и недолгих сборов выдвигаемся в сторону заброшенного лагеря. Хорошо сохранились ворота, вышки охранников и бараки. А вот забор сильно покосился. Заходим в барак и сквозь оконные решетки делаем несколько фото. Выезжаем на плац, выложенный бетонными плитами. Здесь заключенные на морозе и ветру стояли на разводе. Беда. Еще несколько фото — и вперед.
Местами видна дорога, некогда соединяющая лагеря и склады. Она ведет в заброшенный аэропорт Кулар и поселок Северный на берегу реки Яны, нам как раз туда. Дорога продувается ветром, снега на ней практически нет, только щебень. Приходится ехать рядом с ней. Десяток-другой километров — и Кулар.
Вот здание аэропорта, взлетно-посадочная полоса, которая принимала, говорят, в день по пять самолетов из Якутска и прямые рейсы из самой Москвы. Теперь разруха и запустение. Лет пятнадцать здесь никто не живет.
Едем дальше. Поселок Северный. Огромный по меркам Севера населенный пункт, в котором проживали более 7000 человек. Сохранились скелеты пятиэтажных домов и сооружений горно-обогатительного комбината. А уж разоренных одно,- двухэтажных зданий здесь не счесть.
Во всем поселке — пара семей, занимающих еще неразрушенные комнаты двухэтажного деревянного дома. Те, кому, видимо, некуда ехать. Остальное население разъехалось с развалом Союза, когда закончилось финансирование и, соответственно, обеспечение и работа.
Размах стройки социалистических времен впечатляет. Одной техники и железа здесь хватит, чтобы обеспечить сырьем металлургическую промышленность какой-нибудь небольшой страны. Сколько же денег зарыто? Никто не считал и считать не будет…
У поселка выходим на хорошо расчищенный зимник, идущий на север по реке Яне.
Быстро добираемся до села Казачье. В отличие от Северного здесь царит полный порядок.
Никто не уезжал и не собирается. В Казачьем население местное, занимается оленеводством и рыбалкой. Полторы тысячи жителей, школьников из них 310 человек.
В местной школе есть хороший краеведческий музей, лауреат многих конкурсов и обладатель дипломов и наград. Экскурсию проводят сами школьники. Каждый — у «своего» стенда.
Ребята передают нас буквально «из рук в руки» и ведут по всему музею. Они так увлеченно и без запинки рассказывают о своем родном крае и земляках, что, кажется, к нашему приезду готовились не один год.
Рассказывают они и о посетивших Казачье экспедициях — от барона Толля и адмирала Колчака до наших современников на джипах и велосипедах. Надо думать, и о нашей экспедиции здесь скоро появится своя экспозиция. По крайней мере, материалы о пробеге настоятельно просила прислать Галина Петровна Горохова, руководитель школьного музея.
Ложимся спать с надеждой на ранний подъем. Двинемся на восток в сторону поселка Тумат. До него порядка 150 км.
16 апреля 2011 года (день сорок седьмой)
Маршрут: хребет Казачье- Тумат.
Пробег: 170 км
17 апреля 2011 года (день сорок восьмой)
Пробег: 160 км
Движемся в сторону Чкалова.
До него порядка 300 км.
Продолжение следует