25 апреля в драматическом театре прольётся весенний дождик, из далёких лесов придут эльфы и расцветят воздух красками весны, юг смешается с севером, мир волшебный — с земным. И хотя бы на мгновение получится «Дотянуться до мечты»… Так называется новый песенный проект известного российского джазмена Стаса Майнугина. На сцене рыбинского театра впервые будет показано его полное сценическое воплощение
Со скальпелем и саксофоном
Его имя часто появляется на страницах газет и журналов — причём самых несхожих. О Станиславе Майнугине — сосудистом хирурге, кандидате наук — пишут серьёзные специализированные издания. О нём же, но уже как о продвинутом саксофонисте, участнике всевозможных российских и международных проектов, фестивалей и элитных вечеринок рассказывают масс-медиа.
И несмотря на то, что якорь его брошен в Ярославле, колесить Стас успевает по разным морям-океанам, рекам и речушкам, полной грудью вдыхая их музыкальные ароматы и везде оставляя после себя хорошее настроение.
Родился он в 1971 году у нас, в Рыбинске, — в семье, где жили две любви — медицина и джаз. Естественно, это передалось. Играть на саксофоне начал ещё в студенчестве в оркестре Владимира Воробьева. По окончании Ярославской медакадемии работал в Рыбинске в горбольнице №1.
Здесь же вместе с гобоистом Владимиром Хробыстовым возделывал джазовую ниву на базе ими созданного клуба «802». Руководил собственным джаз-квартетом. Потом, в 1996 году, Стас вернулся в Ярославль и начал трудиться в коллективе «Плюс один» под началом своего отца, Вадима Майнугина. За прошедшие годы он изведал все джазовые течения.
Играл на самых модных площадках и с самыми громкими именами: Куртисом Фуллером, Валерием Пономарёвым, Давидом Голощёкиным, Игорем Бутманом, Георгием Гараняном, Алексеем Кузнецовым, Эвелин Блейки… — список на самом деле длинный. Успешно гастролировал и здесь — в Москве, Питере, Ярославле, Нижнем Новгороде и ещё много где — и там: в Германии, Франции, Италии, Эквадоре, Катаре.
В 2005-м вышел альбом его оригинальной музыки «Блюз черного хлеба». Проектов было много. Ну хотя бы российско-немецко-мексиканский «Митад дель мундо бэнд» 2006 года — ансамбль давал концерты в Америке и России. Интересно сотрудничество Стаса в «Мэйнстрим квартет» Станислава Каширина.
Двенадцать месяцев любви
В конце 2009 года Стас Майнугин заявился ещё в одном качестве — поэтическом. Вышел его песенный альбом «Дотянуться до мечты», абсолютно самостоятельный: Стас написал стихи на русском языке, музыку, аранжировки, партии вокала и клавишных.
Альбом стал событием прежде всего благодаря концептуальности: автор сделал попытку музыкально «пережить» весь российский год, месяц за месяцем. И не просто пережить, используя разные образы и краски, смешивая стили и ритмы, голоса-цитаты и авторские монологи, а через личное ощущение любви к женщине, циклично меняющееся от января к декабрю.
— Стас, «Дотянуться до мечты» — это уход за пределы джаза?
— Я не открещиваюсь от своего джазового «Я». Мы сейчас много выступаем с джазовыми проектами, но не хотелось бы, чтобы меня воспринимали только как джазового саксофониста. Мне сейчас интереснее то, что мы делаем с Димой Денисовым, с Руматой. Это создание авторской музыки в разных стилях, своего рода музыкальных миров.
— Поподробнее о музыкальных мирах…
— Вот смотри: что такое творчество? От слова творить. Мы же созданы по образу и подобию. Поэтому у нас есть потенция что-то создавать своё. Она заложена в каждом. Просто у кого-то это проявляется, у кого-то — нет. И создавать образ — пусть он живёт на записи только три минуты. Ты рассказываешь про себя и про то, что и как в этом мире должно быть устроено. Разумеется, с твоей точки зрения. Создаёшь на мгновение какую-то историю, опирающуюся на реальность или нет — в зависимости от того, как ты это преломляешь. Эту историю, этот мир мы проживаем на сцене, и соответственно публика тоже должна их проживать.
— Это не модели, а именно индивидуальные миры?
— В этих мирах — я, но это не значит, что я их не могу с кем-то разделить. Я готов пускать в них людей, если им это интересно, если они находят там что-то для себя важное или наоборот — повод для полемики.
— У тебя есть ключ к этим историям?
— Они все навеяны реальными событиями. Но есть и несколько придуманных вещей. И ещё это вдохновлено родной природой. У меня же в альбоме — двенадцать музыкальных месяцев. Я это называю «наш ответ Чайковскому». На современном уровне. Ведь в России в отличие, скажем, от Европы, каждый месяц очень индивидуален: июль и август различны и не только в природе — в наших ощущениях.
— В текстах есть аллюзии: где-то улавливается Леонидов, где-то «Машина времени».
— Да, я на них вырос. Это очень хорошая, качественная поп-музыка. Но я не ориентировался ни на «Машину», ни на «Секрет». Даже не думал о них. Просто я ориентируюсь на те же корни, что и они: на Маккартни, Стинга, Эрика Клэптона, плюс ещё джаз, плюс этника.
— Переведя студийный проект в формат «живого», вы намерены провезти его по городам и весям. Почему стартуете в Рыбинске?
— Для меня Рыбинск — место, где много вдохновения. Здесь какой-то творческий разлом существует. Меня привлекают и Москва, и Питер. Но для того чтобы
создать, надо приехать в Рыбинск. Это правда. Я некоторые вещи с диска сочинил именно здесь. Записали значительную часть материала тоже здесь. Мне в Рыбинске очень нравится: поработал пару часов, вышел, кофе попил, пошёл прогуляться по старому городу — и тут же в голове родилась новая идея. И потрясающе, что тут же, в студии, её можно записать.
— Кто из рыбинцев задействован в проекте?
— Прежде всего Дима Денисов. К сожалению, в Рыбинске его больше знают как бизнесмена, хотя я лично считаю его одним из лучших роковых гитаристов в стране.Огромную помощь оказал Митя Кузнецов — просто уникальный человек. Он участвовал в создании альбома как перкуссионист, занимался непосредственно записью, сведением и мастерингом. И ещё в одной из пьес звучит гобой Володи Хробыстова — тоже замечательного музыканта и моего давнего друга.
— Перспективы…
— Я сейчас пишу новые песни. Дозреваем до второго альбома. В музыкальном плане мне интересны самые разные стили. Дело в том, что в джазе для меня уже мало интриги: я её очень много слушал и слушаю, играю, но этот мир мне понятен. Многого я, может быть, сам не умею из современных вещей, но, в принципе, знаю, как. Поэтому хочется шагнуть дальше, в более широкое пространство. Соответственно мне сейчас интересны музыканты, которые знакомы со всеми стилями, с которыми можно решать любые творческие задачи. Для того чтобы всё это можно было перемешивать. Сейчас такая компания уже подобралась — мы можем, в принципе, записать всё что угодно — от современного джаза до народной музыки. Думаю, мы ещё многим сможем наших слушателей удивить…
Ольга Чехова