Темы 20 апреля 2011

«От медведя — белочке, от дяди Миши — Леночке»

Как праздновали Пасху наши прабабушки и прадедушки

Пасха у христиан занимает центральное место в календаре. Во все времена ждали ее с особой надеждой и радостью. С днем светлого Христова Воскресенья было принято поздравлять абсолютно всех знакомых и родню. И вместе с крашеным яичком излюбленным подарком были пасхальные открытки

«Сейчас о многих обычаях давних лет мы можем судить по таким вот открыткам к. 19-нач. 20 вв., которые запечатлели, как праздновали Святую Пасху наши прабабушки и прадедушки, — рассказывает руководитель иконописной мастерской «Преображение» и владелец частной коллекции Алексей Головкин. —

К этому светлому дню тщательно готовились, учитывая все традиции, строго соблюдали Великий пост, убирали в доме, готовили традиционные куличи, красили яйца. Утром перед восходом солнца люди открывают все окна,  чтобы чудодейственные лучи пасхального солнца принесли в дом счастье и здоровье.

Надевали нарядную одежду и отправлялись в церковь на службу, по возвращении вся семья собиралась за большим столом, можно было разговеться и весело праздновать! Посмотрите на старинные открытки, они передают тот светлый, радостный дух, искони присущий Пасхе».

Алексей Юрьевич принес в редакцию пухлую пачку старинных пасхальных открыток. Живописные, красочные, оригинальные, многие отмечены вязью «Христос Воскресе!» —  глаз не оторвать! Даже сама бумага, обладает особой фактурой: то «богатая» глянцевая, то шероховатая, как для акварели, то под гобелен.

По оценкам специалистов, к Пресветлому Христову Воскресению в дореволюционной России выпускались самые красивые и ценные с художественной точки зрения пасхальные карточки. Издавались они по эскизам лучших художников того времени: Елизаветы Бём, Репина, Маковского, Бенуа, Кустодиева, Билибина.

Многие из них предоставляли рисунки бесплатно, а средства с тиражей нередко шли на благотворительность, как было в случае с открытками, выполненными по заказу Общины святой Евгении в 1898 году. Это были настоящие произведения искусства. Ажиотаж вокруг них поднялся такой, что сто тысяч экземпляров расхватали за неделю и издателям пришлось повторить тираж.

Невозможно представить Пасху без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Крашеное яйцо — символ Пасхи — занимало центральное место в праздничной обрядности и в сюжетах почтовых карточек. Какими только невиданными цветами и орнаментами не украшали его художники, а также яркими лентами и веточками вербы.

Яйца с узором назывались писанки, а ровно крашенные — крашенки. В основном в ход шла луковая шелуха, из-за нее скорлупа обретает яркий багряный цвет, символизирующий жизнь. Но иногда в деревнях яйца варили и с сушеными васильками, специально заготовленными с лета, чтобы получить легкий голубой оттенок — вот вам альтернатива современным химическим красителям. Но главное, к этому процессу подходили очень ответственно и только с чистым сердцем.

Редкий пасхальный сюжет обходится без детишек. Что ни говори, ангелоподобный румяный карапуз — тоже символ продолжения и обновления жизни. Абсолютно незамысловатый сюжет, а сколько в нем тепла. здесь не встретишь натянутой голливудской улыбки, вот уж глаз отдыхает.

И подписи соответствующие — искренние и где-то наивные. «От медведя — белочке, от дяди Миши — Леночке». Или еще: нарядная девочка улыбается у тележки с яйцами, которые едва ли не больше ее самой. Поверх карточки старательно выведено пером: «Бабушке везет». А на обороте читаем: «Христос Воскресе! Дорогие дедушка, бабушка, дядя Володя и дядя Митя. Желаю вам весело провести праздник. Прощайте! Ваша внучка и племянница Маня. С. Веретея, Молог.  уезд». И оттиск: 22.4.10.

Да, больше века прошло, уж и Мологского уезда нет, и адресатов, а традиция пасхальная живет, несмотря на все революционные бури. К слову, читать послания тех лет не менее интересно, чем рассматривать сами изображения. Открытки к Пасхе шлют и родственникам, с которыми долго не виделись, и знакомым на соседнюю улицу, учителям, священникам.

Некоторые делятся своими новостями и сокровенными мыслями: «Какой сейчас открылся вид на реку, так и хочется куда-нибудь прокатиться. Купили фисгармонию у доктора Невзорова, теперь будем отводить печаль». А вот любопытное поздравление из коллекции Алексея Головкина, отправленное в Рыбинск, в магазин компании Зингер, Парасковии Киприановне г-же Жучковой  в апреле 1913 года.

«Паня! Поздравляю я Вас с Высокоторжественным праздником Воскресения Христова! Желаю от души счастья и здоровья. Поздравь за меня Константина Ксенофонтовича и Анну Васильевну. Целую вас сотню раз».

Трижды целоваться, или христосоваться,  — еще одна непременная традиция. Сегодня этот обычай сохранился, хотя прежде христосовались не только с родными и близкими, но и с незнакомыми, и с юродивыми, что означало: все мы братья и сестры во Христе. На открытках целуются дети, деревенские парни с девушками и светские дамы с кавалерами. Пользовались популярностью открытки, где император Николай II дарил пасхальное яйцо рядовому пехотинцу, они стали символом единства государя с народом.

Пасхальная свеча — также важный символ праздника. Во время церковной службы принято держать ее в руках. Горящей ее нужно донести до дома и зажечь этим огнем домашний очаг, чтобы все было благополучно. Эта традиция, судя по всему, долго хранилась не только на селе, но и в крупных городах.

Интересна открытка, на которой в реалистической манере изображены нарядные господа и дамы, возвращающиеся после службы из храма. Ночная улица сплошь усеяна огоньками их свечей, спрятанных от ветра за разноцветными стеклами лампадок.

Среди других выделяется колоритная картинка с семейством зайцев. А удивляет в ней то, что выглядят зверушки уж больно как-то не по-русски, скорее как иностранные туристы: полосатые короткие брючки, жилеты и галстуки. Таких в Рязани или на Волге вряд ли встретишь. Оказывается, как рассказал коллекционер, подобные открытки приходили к нам большей частью из Германии.

А у католиков главный символ Пасхи — кролик, он олицетворяет плодородие и процветание. Некоторые западные издатели продавали в Россию готовые клише со свободным местом для русского текста. Случалось даже так, что вместо золотых куполов православных храмов на карточках виднелись островерхие башни католических костелов.

1914 год приносит изменения и в тематику пасхальных открыток. Наряду с пасторальными сценами появляются и фотоизображения  с участниками Первой мировой войны. Стали печатать солдат, возвратившихся с фронта, раненых бойцов на больничных койках, сестер милосердия, читающих им письма из дома или собирающих праздничные гостинцы в армию.

Но, так или иначе, сохраняется главный посыл открытки — светлая радость. Спаситель, добровольно приняв мученическую смерть на кресте и воскреснув, подарил нам надежду и упование на жизнь после смерти, жизнь вечную.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме