Мнение 27 апреля 2011 10:47

Михаил Лукичев: «Фотоальбом — не набор картинок, а произведение искусства»

Выражение «Книга — лучший подарок» волею судеб мы стали произносить с откровенной иронией. Крестовый поход против такого ехидства возглавил руководитель издательства «РМП» Михаил Лукичев.

Его легионеры — фотоальбомы в жанре психологического портрета — уже завоевали столицу. Недавно в Москве, в Физическом институте академии наук России (ФИАН), состоялась презентация очередной книжной новинки «С.И. Вавилов». Это событие и послужило поводом для нашего интервью, в котором издатель рассказывает о феномене «книжек с картинками», прелестях бизнеса «на стороне» и пацанах восьмидесятых

— Михаил, фотоальбом, посвященный академику Вавилову, продолжает целую серию изданий о великих русских ученых 20 века. Но ведь это далеко не мейнстрим на российском книжном рынке. Да и вообще. Сегодня люди крайне мало читают книг, мало их покупают, и книгоиздание представляется этакой зоной рискованного земледелия. Как вы отыскали свой оазис?
— Изданием фотоальбомов про деятелей науки мы занялись три года назад. Сначала работали с российскими авиапредприятиями, затем подключились предприятия «Федерального космического агентства» и учреждения Академии наук. Сейчас выпущены более 20 книг из этой серии. Одни из последних — по космической тематике, что особенно актуально в год 50-летия полета Юрия Гагарина: «Келдыш», «Мозжорин» (создатель Центра управления полетами), «Рыжих» (руководитель НПО им. Хруничева в 1960-х, которое создавало корабли «Протон»). В этом году планируем выпустить еще порядка 7-8 альбомов. Интересная задумка с Институтом физики Земли — сделать альбом об Отто Юльевиче Шмидте, которого все знают как исследователя Арктики, а он ведь еще и выдающийся математик, геофизик и астроном. Сегодня такие книги востребованы. Значит, люди хотят знать свою историю. А советская эпоха, что бы ни говорили про ее экономику или социальные проблемы, была порой расцвета науки и космонавтики.

— Как вам, провинциальному издательству, удалось получить столичные заказы, ведь там своих море, да и конкуренция будь здоров?
— Провинциальное или не провинциальное — вопрос здесь в другом. Мы нашли свою нишу — выпуск фотоальбомов в жанре психологического портрета. Такого, как ни странно, больше никто в России не делает. Главная ценность жанра в том, что он позволяет представить не просто человека, сделавшего какие-то открытия, а через его личность показать время, как оно воздействовало на человека и как человек влиял на время. Визуальный ряд передает атмосферу эпохи, открывает огромный пласт информации, порой даже больший, чем самый подробный комментарий. Не скажу, что такой стиль подачи иллюстративного материала был определен сознательно, нет. Я просто делал свое дело, то, что мне самому было близко и интересно. Если ты ощущаешь радость, пролистывая макет, будь уверен, что, когда книга выйдет, другие люди будут испытывать такие же эмоции.

— Но одних эмоций недостаточно, чтобы сделать качественное издание, способное привлечь внимание серьезных заказчиков…
— Для того чтобы сделать книгу и сделать ее хорошо, нужно знать три предмета на «отлично»: историю, географию и психологию. Это координаты, в которых протекает наша жизнь. И если ты не в состоянии определить, где Крым, а где Ямал, в каком году началась Великая Отечественная война и когда Гагарин полетел в космос, и не понимаешь психологию межличностных отношений, то никогда не проследишь логику развития событий, почему человек поступал так, а не иначе. На этом и основывается жанр психологического портрета. Именно он захватывает читателя. Такие книги в конце концов обязательно будут оценены.

— И «РМП» оценили в Москве. В нашем регионе, получается, уже тесно?
— Рынок Ярославской области очень небольшой, и сегодня выходить за его пределы, привлекать деньги из Москвы, из других городов — адекватный маркетинговый ход. Во всех сферах экономики. К примеру, рыбинский «Фобос» на всю Россию производит запорную арматуру — молодцы!

— Значит, для провинциальных предприятий это реальный выход — делать бизнес «на стороне»?
— К сожалению, то, что мы не замыкаемся на своей области, — скорее исключительный случай. В основном же издательства в регионах переживают не лучшие времена. Недавно я вернулся из Москвы с выставки-ярмарки «Книги России», в которой приняли участие порядка 100 издательств со всей страны. Ярославскую область представляли два издателя: я и Александр Рутман. В рамках ярмарки состоялось совещание Ассоциации книжных издателей (АСКИ), объединяющей в основном региональных издателей. Ситуация сегодня такова, что 70% книжных издательств сконцентрированы в Москве и Питере. И только 30% — региональные, при этом доля их тиражей ничтожно мала — где-то 10% от общероссийской. Проблема в том, что все денежные потоки идут через столицы, поэтому издательства на периферии находятся в сложном положении, практически без работы. Если до кризиса хорошими источниками заказов были предприятия и местная власть, то сейчас они сократили расходы на издательскую деятельность в разы. Чтобы региональное книгоиздание не умерло, на совещании АСКИ принята резолюция в адрес Министерства печати, в которой есть ряд конкретных предложений о поддержке местных издательств.

— Так или иначе, благополучие издательства связано с наличием заказа. Книгопечатник из глубинки по определению не может стать «вольным художником» и выпускать литературу «по своему хотенью»?
— Иногда появляется задумка издать какую-нибудь книгу, которая кажется тебе интересной, но сразу хватаешься за голову — как ты будешь ее продавать? На самоокупаемость провинциальным книгоиздателям сложно рассчитывать по нескольким причинам. То, что книга о Рыбинске навряд ли будет продаваться в Воронеже или Москве, это понятно. Наш тираж всегда ориентирован на «ближнее окружение» — свой город, область. А чем меньше тираж, тем больше себестоимость, а значит, и выше конечная цена.
И второй момент. То, что мы издаем, зачастую не доходит до читателя.

— Почему?
— Все крупные столичные издательства, обеспечивающие 80-90% российских тиражей, объединены в холдинги с книготорговыми организациями. И, разумеется, у этих сетей вроде «Буквы», «Книгомира» своя политика. Я уже не вписываюсь в их конъюнктуру. Книгу, изданную в Рыбинске, не будут раскручивать, она не появится в раскладках на столах среди Улицкой, Дэна Брауна, фэнтези, в лучшем случае ее поставят на самую дальнюю полку. Остаются несетевые, одиночные книжные магазины. Но они или уже умерли, или влачат жалкое существование. Взять наш «Книжный мир», от него остался лишь маленький отдельчик. Да и проходимость у таких магазинов низкая.

— Но книг местных издательств не встретишь и в интернет-магазинах — там проходимость на порядки выше.
— Да, но и здесь не все так просто. Если рассматривать классические сайты, занимающиеся продажей книг, вроде «Ozon.ru», то размещать информацию там достаточно дорого. Ты должен иметь десятитысячные тиражи, чтобы это имело смысл. Кому нужна книга об уездном городе тиражом 10 000 экземпляров? Ее никогда в жизни не продать.

Тем не менее, в интернет выходить надо. Поэтому мы сейчас зарегистрировали интернет-магазин «Yarknigi.ru». Он будет продавать книги, выходящие в Ярославской области, презентовать новинки. Это поможет решить проблемы нехватки книжных магазинов и доступа читателя к местной книге. Презентация этого интернет-магазина в рамках областной книжной выставки «Ярославская книга 2010» намечена на 27 апреля.

— Получается, пока приходится рассчитывать только на то, что заказчик выкупит тираж, а собственные идеи обречены уходить в песок?
— Ну почему же. Мы сейчас работаем над рядом собственных проектов. Один из них — фотоальбом «Пацаны восьмидесятых». Интереснейшая тема! Я сам был пацаном восьмидесятых. По сути, это книга обо мне, о моей эпохе. За короткий период такой серьезный слом произошел, даже больший, мне кажется, чем в девяностые. События будто спрессовались. Началось все с Брежнева, потом Андропов, Черненко, Горбачев… И при этом время было веселое, беззаботное и стабильное!

Сейчас, в десятые годы 21 века, появляется ностальжи по той эпохе: стройотряды, ВЛКСМ, автоматы с газированной водой, первые кассетные магнитофоны, билет в транспорте — 4 копейки, сапоги-луноходы, дефицитный зеленый горошек «Булгарпродукт»… Но самое главное — сейчас пацаны подросли и приходят к власти в стране. Я разослал предложения состоявшимся бизнесменам, политикам, известным спортсменам разместить свои фотографии в этом альбоме. Кое-кто уже дал согласие. Я вижу «Пацанов восьмидесятых» как такой всероссийский проект, нечто в одном ряду с «Намедни» Парфенова, но в другой стилистике.

— Занимаясь печатной продукцией, вы чувствуете, что в спину уже дышат электронные книги?
— Это разные вещи. Мне-то в этом плане вообще легко, поскольку в электронный формат уходят, как правило, текстовые книги. Иллюстративные издания пока не в состоянии перейти в «цифру» по двум причинам.

Первая — текстовый формат намного легче, чем картинка; скачать фотоальбом потребовалось бы уйма времени и интернет-траффика. Вторая причина — чисто техническая. Электронные устройства все-таки не настолько качественно передают изображение, как офсетная печать. Более того, наши фотоальбомы большого формата. Если сжимать их до размера монитора или тем более электронного планшета, они попросту перестают восприниматься. Не будешь же с лупой вглядываться?

А вот текстовые издания однозначно уйдут в виртуальное пространство. История, как с сотовыми телефонами: сначала их могли позволить себе только боссы, теперь мобильник есть у каждого школьника. Книжные гаджеты лет через десять, если не быстрее, тоже станут широко доступными.

— И печатная книга канет в Лету?
— Нет, я уверен, что полностью печатная книга никогда не уйдет, потому что у нее, помимо информационной, есть эстетическая составляющая. Книге, на мой взгляд, суждено стать не просто набором букв и иллюстраций, а предметом искусства.

— Михаил, а какую последнюю книгу вы прочитали?
— (Смеется). Я вообще читаю мало. То есть для себя, для души, потому что большая часть времени уходит на литературу по предмету, по той тематике, по которой выпускается очередная книга. Типа биографического очерка Брежнева, который штудирую для «Пацанов восьмидесятых».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме