Несмотря на то, что учебный год заканчивается, в городе самой актуальной остается школьная тема. Родители и педагоги внимательно следят за новостями о переменах в системе образования Рыбинска — закрытием одних школ и укрупнением других.
В Рыбинске формируется современная система школьного образования. Процесс этот, безусловно, не простой. Возраст почти половины зданий школ в городе перевалил за 50 лет, четверть из них построены еще в довоенные годы, при этом многие давно не видели капитального ремонта. Демографический кризис усугубил ситуацию. В некоторых школах наполняемость классов не превышает 40%. В итоге нормативное подушевое финансирование разделило их на два клана — лидеров и аутсайдеров. Первые страдают от избытка желающих там учиться, вторые — от недостатка.
В течение всего учебного года шла подготовительная работа. Собирались необходимые сведения, изучался контингент учащихся и педагогов каждой школы, анализировалась загрузка на перспективу. В ходе этого этапа выявились факты, что в некоторых школах в окраинных микрорайонах города преобладают совместители, у почти 40% учителей нет высшего педагогического образования.
На данный момент схема реструктуризации выглядит так: школа № 31 присоединится к школе № 36, в освободившемся здании расположится детский сад на 90 мест; 25-я объединится с 17-й, освободившееся здание займет гимназия № 8; вечерняя школа переедет в школу № 3, здание будет использовано для размещения детского сада; дети из 33-й распределяются по ближайшим учебным заведениям — №№ 21 и 43; школа № 37 присоединяется к 16-й и 35-й, кадетскому корпусу, освободившееся здание отдают под детский сад; школа № 11 присоединяется к 41-й (после введения в эксплуатацию нового спортивного зала и пищеблока).
Полный НЕкомплект
Большинство школ не соответствует требованиям, которые к ним предъявляются, в том числе и образовательными стандартами второго поколения, отметил Юрий Ласточкин. В сегодняшних условиях, когда все ресурсы идут за учеником, неукомплектованные школы остаются на голодном пайке, не имея средств даже для нормального содержания школьного хозяйства, должного уровня материально-технического оснащения. Все это отражается на качестве обучения. Если в компьютерный век на всю школу имеется только девять компьютеров, из которых восемь подлежат списанию, нет средств на пополнение библиотечного фонда и т.д., то особых результатов ожидать не приходится. Плохо соотносятся с понятием «хорошая школа» и чисто бытовые, хозяйственные проблемы. В некоторых школах до сих пор сохранилось печное отопление, в других, — пардон, туалеты с выгребными ямами.
«Реструктуризация не отвечает на все сложные вопросы, потому как принципиально резко не повышает качество школ, — подчеркнул глава города, — но она дает возможность сконцентрировать учащихся и деньги, которые идут по нормативу за учеником, и начать модернизацию учебных заведений. Скажется это и на заработной плате учителей, так как она не в последнюю очередь зависит от наполняемости класса». Изменения к лучшему в сфере образования начались еще в прошлом году, в городе реализованы два успешных проекта — по ремонту в школах пищеблоков и спортивных залов. Сегодня в стадии подготовки третий «пилот» — энергоэффективная школа. Первой в нем примет участие СОШ № 5. Это необходимость: сегодня 20% затрат идет на оплату энергоресурсов. Ситуация абсурдна: изношенная коммуналка оказывает серьезное препятствие развитию системы образования. К примеру, школа № 23, активно внедряющая компьютерные технологии, сейчас столкнулась с реальной проблемой: устаревшая проводка уже не выдерживает повышенных мощностей.
Дорога к школе
Будущие позитивные изменения должны быть понятными и принятыми теми, кого они касаются. Поэтому обсуждение программы реструктуризации школьного образования проходит с участием педагогических коллективов школ, родителей, общественности. Это позволяет выявлять «узкие» места, вовремя реагировать на возможные проблемы. Конечно, будущие изменения не всеми поддерживаются «на ура», есть и сомнения, и полное отрицание. Но это нормально, у всякого решения найдутся как сторонники, так и противники. Поэтому так много внимания уделяется разъяснительной работе. Хотя в целом большинство родителей понимает, что качественное образование их ребенок может получить только в школе с хорошей материальной базой, сильным педагогическим коллективом. Поэтому и работают такие учебные заведения с полуторной, двойной загрузкой.
Приняли участие представители родительской и педагогической общественности и в заседании комиссии. Они задавали вопросы и администрации города, и депутатам, интересовались, как определялись приоритеты в выборе той или иной школы.
К примеру, в Переборах собираются закрыть школу № 31, педагогов и детей перевести в 36-ю, здание которой тоже далеко от идеального. Здесь требуются ремонт подвала, замена оконных рам, необходимо привести в порядок прилегающую территорию. Но 31-я школа меньше по площади, там нет даже спортивного зала. В то время как разместить здесь детский сад — реальное решение, которое уже поддержано Правительством области.
Представители педагогических коллективов особенно остро реагировали на перспективу переселения детей из школы № 33. И это при том, что здание требует капремонта, четвертый этаж здесь уже давно не используется из-за протекающей крыши. Рядом расположены сразу три школы: 10-я, (но она перегружена), 21-я, 43-я. Для того чтобы привести здание в порядок, предполагается реализовать следующую схему: в здание 33-й школы переезжает департамент образования, централизованная бухгалтерия, отдел опеки и т.д., их помещения выставляются на продажу, а вырученные средства пойдут на компенсацию затрат из бюджета на ремонт.
Жаркая полемика развернулась вокруг перспективы реорганизации школы № 11, перевода детей и педагогов в 41-ю. Опять возник вопрос — почему одной школе предпочли другую? Ведь на сегодня здание 41-й — одно из худших в городе, и вроде логичнее было бы выбрать базовой 11-ю школу. Но здесь есть большой минус — это учебное заведение находится практически в самом сердце промзоны, а значит, бесперспективно с точки зрения будущей наполняемости.
В школе № 6 в Мариевке, рассчитанной на 1200 учащихся, учатся всего 400 школьников. На своих площадях она примет малышей-дошколят. На данный момент в микрорайоне не хватает более 60 мест в детских садах. «Мы хотим спроектировать сад на 90 мест и под эти цели занять одно крыло школы», — отметил глава города.
За Волгой все школы — №№ 14, 16, 35, 37 — проблемные. Угольное отопление, спортивные залы отсутствуют, как, впрочем, и канализация — вот «приметы» некоторых из них. Наиболее сложная ситуация в школе № 37, где учатся всего 100 человек. Их планируется перевести в 35-ю, где загрузка выше — 200 учеников, а здание после реструктуризации передать в систему до-школьного образования. Но и это решение не окончательное, в планах — строительство здесь современной школы на 800 учащихся. Этот вопрос тоже согласован с региональными властями. Сейчас идет обсуждение площадки для ее размещения. Новая заволжская школа должна стать опытной площадкой строительства типовых школ.
Факт, который волнует многих родителей, — детям придется привыкать к школьным автобусам. Такой подход внедрен и в странах Европы, и в Америке, активно реализуется и на российском уровне, а теперь тенденция дошла и до Рыбинска. Три новеньких машины для этих целей в распоряжении города уже имеются.
Депутаты также не устранились от обсуждения, выразили свое мнение по поводу информационного сообщения, в целом поддержав планируемые изменения. Следующим шагом станет рассмотрение программы реструктуризации рыбинских школ, которую в ближайшее время должен разработать департамент образования.