новости 27 апреля 2011

Выпустить «троллейбусный» пар

Администрация города отвечает за эффективное функционирование систем городского жизнеобеспечения, в том числе и муниципальных предприятий. Вроде для всех этот факт понятен, но, что странно, когда речь доходит до необходимости ухода от архаичности в работе, от той стагнации, в которой они пребывают, сразу находятся «защитники», готовые поднять на флаг что угодно, но только не здравый смысл. Один из последних примеров – обсуждение темы быть или не быть в Рыбинске троллейбусам.

Администрация города ввела в практику проведение ежеквартальных балансовых комиссий, на которых обсуждается финансово-экономическое положение муниципальных предприятий, отслеживается динамика развития. И нет ничего удивительного в том, что, когда предприятие в течение длительного периода демонстрирует рост убытков, приходится обращаться за помощью в сторонние организации для анализа происходящего и выработки предложений. Так произошло и с автотранспортными предприятиями, специализирующимися на пассажирских перевозках общественным транспортом. И если МУП «ПАТП № 1» демонстрирует снижение расходов за счет перехода к использованию более экономичных автобусов – за год экономия на топливе составила около 10 млн. рублей, то ситуация в троллейбусном парке не столь однозначна. За последние три года предприятие слишком устойчиво демонстрирует рост стоимости одного километра перевозок. По сравнению с «автобусным», один «троллейбусный» километр стал дороже в 2009 году на 20%, в 2010-м – на 30%, а в 2011 – прогноз на уровне 50%. Как говорится, комментарии излишни. И причины здесь напрямую связаны с тарифообразованием. Только в прошлом году стоимость электроэнергии выросла на 45 процентов. И эта тенденция наращивает свои обороты. Наше рыбинское троллейбусное предприятие оказалось к нему не готовым. Троллейбусы не оборудованы специальными генераторами, позволяющими возвращать ток в систему при торможении, используются устаревшие токоприемники, трансформаторные подстанции. Это не голословные утверждения, а заключение организации, специализирующейся на производстве и эксплуатации троллейбусов в Вологде, которая рассматривала наш троллейбусный парк как объект для возможных инвестиций. Посмотрели, что называется, прослезились. Вологодские «рогатые машины» обходятся в 2 раза дешевле своих рыбинских собратьев.
Это одна сторона медали. Но и оборотная не лучше. В городе 67 троллейбусов, сегодня их обслуживают 530 человек. Вдумайтесь в такие цифры. В каждом троллейбусе вместе с нами, пассажирами, условно говоря, ездят 8 человек. Любой «Боинг» позавидует такой команде на борту. И это после оптимизации штата предприятия, раньше в МУП «ТУ» работали порядка 700 человек. А как уродуют исторический центр города троллейбусные сети и столбы? А как теряется перспектива исторической застройки, закованная в провода? При сравнении с троллейбусами откровенно лидируют автобусы и по протяженности маршрутов — в 2,7 раза, и по скорости передвижения.
Аргументы в пользу троллейбусов еще придется поискать. Казалось бы, экологичность. Но это самообман, если рассматривать непосредственно сам процесс производства электроэнергии. Да и о чем речь, если в городе 67 троллейбусов (и 14 из них уже более 10 лет), а личного автотранспорта более 60 000 единиц.
Но и при таких очевидных аргументах в пользу автобусных перевозок решение о дальнейшей судьбе троллейбусов в Рыбинске не принято. Повторимся, идет лишь процесс обсуждения. Вряд ли это повод бить во все колокола тем политиканам, которые стремятся заработать себе дешевые очки под лозунгом «Нет переменам!». Только бы создать ажиотаж на пустом месте, примерив роль некого борца за справедливость. Да только кого защищать и от кого?
Мы попросили поделиться своим взглядом на ситуацию главу города Юрия Ласточкина, который подтвердил, что положение дел в сфере городского транспорта на сегодняшний день крайне сложное из-за высокой убыточности перевозок. В администрации города находится на рассмотрении анализ, подготовленный специалистами кафедры экономики РГАТА, где представлены стратегии развития транспортной сети города. Все пути повышения эффективности ее работы как параллельное существование троллейбусов и автобусов с обновлением парка и его технической модернизацией, так и переход только к автобусному сообщению, сейчас прорабатываются. Не снимается с повестки дня и вариант привлечения инвестора, но здесь во главу угла ставится «цена вопроса» и дальнейшие перспективы развития городского транспорта.
Кстати, эта тема была затронута и в ходе совещания с участием губернатора. Руководитель региона ознакомился с расчетами и подтвердил необходимость учета экономических факторов при принятии будущего решения, отметив, «что оно не должно быть скоропалительным. Надо, чтобы в городе был сохранен общественный транспорт. Будут ли это автобусы, троллейбусы или современные геликоптеры — не принципиально, главное, чтобы цена была приемлемая, чтобы люди могли оплачивать проезд, ездить по тем же маршрутам».
Сошлись на том, что чем более открытым будет обсуждение волнующего всех вопроса, тем меньше будет поводов у различных политиканов для дестабилизации обстановки в городе.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме