Темы 18 мая 2011 10:42

Работа — не волк, а… Шрек

Работодатели все больше дают волю фантазии, устанавливая новые и новые правила для кандидатов на вакантные места

Мамы всякие нужны

У нас уже давно привыкли к ограничениям кандидатов на вакансии по возрастному признаку. Нередко выпускникам вузов отказывают по причине отсутствия опыта (спрашивается: а где его тогда набраться?), а соискателям за сорок — из-за того, что якобы скоро на пенсию. С такой дискриминацией народ почти что смирился, несмотря на соответствующие положения в Трудовом кодексе. И вряд ли у кого вызывают возмущение объявления, где черным по белому прописывается, что на той или иной должности (бухгалтер, продавец-консультант например) хотят видеть либо мужчин, либо женщин.

Но больше всего не везет молодым дамам вне зависимости от семейного положения. Нет детей — не берут, мол, не ровен час уйдет в декрет. Есть дети — тоже не берут: из больничных вылезать не будет. Но даже такие «волчьи» условия можно если не принять, то хотя бы понять, тогда как прочие требования к соискателям подчас настолько нелепы, что нормального человека берет оторопь… ну, или смех. Правда, смех гоголевский — тот самый, который сквозь слезы.

Хэло, Америка!

Модный тренд, пришедший к нам с Запада, — многоуровневые тестирования, где путем неожиданных и подчас абсурдных вопросов выясняется вся подноготная о претенденте на место. Но если в США это вполне обкатанная практика, то будучи перенесенной на нашу почву, она представляется кафешантанным балаганом.

«Пыталась устроиться в одну коммерческую организацию, — о своей истории рассказала 23-летняя Алена Ф., на себе испытавшая все прелести «новаторского» кадрового метода. —  Зарплату обещали хорошую, и таких, как я, претенденток собралось десятка полтора. Для начала нам предложили заполнить анкету на 160 вопросов. Ого! — подумала я, серьезная контора! Вопросы оказались самыми разными, многие из которых, на мой взгляд, никак не были связаны с работой.

«Почему Вы выбрали именно нашу компанию? Ваши планы на ближайшие пять  лет? Какие материальные блага Вы хотите себе приобрести? Вы замужем (да/нет), почему? Есть ли у Вас дети? Если есть, сколько? Вы часто бываете за границей? У Вас есть автомобиль? Какой марки? Часто ли Вы болеете и чем?» Но это еще что. Более всего поразил вопрос: «Часто ли у Вас бывают запоры?» Представляете? Потом уже подруга объяснила, что таким образом кадровики пытаются выяснить, насколько эффективно я буду исполнять свои обязанности. Логика такова: от состояния здоровья зависит настроение, а от настроения — деловая хватка. А что если у меня не запоры, а, пардон, наоборот? Даже странно, что столь важный момент оказался не учтен в этом гигантском опроснике.

В общем, заполняла все эти листки не один час. Через несколько дней мне сообщили, что по результатам тестирования я прошла во второй тур. Я, наивный человек, думала, ну теперь только собеседование осталось, и вопрос решен. Не тут-то было! В отделе кадров мне выдали еще одну анкету, правда, уже поменьше — вопросов на пятьдесят, но и это оказалось не все. Последним, третьим, испытанием стало… сочинение. Нет, не «Как я провел это лето», берите выше — «Кем я хочу стать в жизни».

Честно говоря, к этому моменту любая неглупая девушка была в состоянии понять, что хотят от нее работодатели. А именно: ты должна быть амбициозной, жаждущей карьерного роста и высоких прибылей и ради этой глобальной цели категорически отвергающая всякое желание создать семью, не говоря уж о детях. В принципе, ради хорошей зарплаты (а платят там действительно хорошо) можно схитрить и «на ура» выдать «бизнес-план» своей жизни. Я так и собиралась сделать, но пока шел многоэтапный марафон, уже успела найти другую работу. Там спросили резюме, диплом, на собеседовании задали несколько вопросов, касающихся профессиональной деятельности и опыта. И все. На следующий день позвонили: приходите с трудовой, вы приняты.

Я, конечно, понимаю, что организации бывают разные, и для работодателя важно, кого он берет в команду. Но, признаться, когда вместо выяснения профессиональной компетентности из тебя пытаются выжать, когда ты собираешься дитя родить и как часто посещаешь «кабинет задумчивости»… Да на такие темы я разве что с матерью родной разговариваю, а тут…»

Что самое интересное, многоуровневые тестирования устраиваются не только для тех, кому предстоит быть «лицом фирмы» или занимать ответственный пост. Один крупный магазин бытовой техники отсеивал таким образом желающих на место… водителя. Только вот при всем модном антураже зарплату сулил отнюдь не «заграничную» — 10 тысяч.

«Самый умный сотрудник»

Мода отгадывать загадки из телешоу перекочевала в кадровые службы. Особенно она прижилась в торговых фирмах. «Я тут была на собеседовании в компании, пробовалась как менеджер по продажам, — делится опытом Дарья Морозова. — Дали заполнять анкету. Задания  были следующие: назовите лучший Интернет-поисковик мира, лучший Интернет-поисковик России, самого влиятельного человека мира, самого богатого человека России и т.д. Да откуда я знаю? И вообще, к чему они, ведь фирма даже никак не связана с информационными технологиями?»

Здесь опять выясняют уровень амбициозности: раз знаешь про Лисина с Элу, значит, сам хочешь быть таким же, в переводе на логику подбора персонала — за копейку из штанов будешь выпрыгивать и родного дядю продашь.

Но если подобная «угадайка» заставляет соискателя недоумевать, то вопросы «по биографии» и вовсе могут поставить в тупик. «У меня в анкете было и такое: «Мучили ли Вы в детстве животных (если да, то каких)?», «С каким мультгероем Вы могли бы себя сравнить?» — какие-то дурацкие вопросы, — смеется студентка Мария Жукова, искавшая подработку на летнее время. И это анкета не для работника цирка и зоопарка, а для продавца одежды известного бренда. Таким  оригинальным образом кадровики пытаются нащупать психологический портрет кандидата.

«Как отвечать на подобные вопросы, вообще непонятно, — рассуждает девушка. — Напишешь, что Волк из «Ну, погоди!» — скажут: дебошир, хулиган и вообще ненадежный тип. Напишешь — Заяц, уличат в трусливости? Я долго думала и просто по приколу вписала Шрека! Уж не знаю, сыграло ли это какую-то роль, но ведь взяли!»

Светлая голова – превыше всего!

Не секрет, что в ряде компаний не последнюю роль уделяют внешности соискателя. Особенно если это работа с клиентами: продавец, офис-менеджер, операционист и так далее. Здесь любому кандидату (а потом и сотруднику) без обиняков могут указать на неподобающую одежду, обувь и аксессуары. В некоторых фирмах существует свой корпоративный стиль, включающий в себя не только форму одежды, но и определенный макияж, маникюр, требования к прическе. Стремление работодателя иметь опрятных, хорошо одетых сотрудников похвально. Но, к сожалению, бывает и так, что «корпоративным стилем» прикрывается банальное самодурство руководителя.

В одной ярославской компании, предоставляющей услуги связи, существовал весьма любопытный критерий отбора — естественно, негласный. Новая начальница офиса, сама блондинка, брала на работу исключительно светленьких девушек. Брюнеткам и рыжим под разными предлогами давала от ворот поворот, а уже работающих всячески выживала. Однако банка с гидропиритом — не всегда гарант зачисления в штат. В Интернет-форуме, посвященном проблемам трудоустройства, приводится факт, когда, напротив, именно блондинки были не в фаворе. Объяснялось это тем, что они «недостаточно интеллектуально выглядят». Вот так.

Той же Алене Ф. однажды отказали в местном филиале столичного банка, пояснив «не для протокола», что им нужны более стройные и фигуристые сотрудницы. Содержание, оказывается, без формы не котируется. «Работодатели просто зажрались! — возмущается девушка. — Пользуются тем, что в трудные времена столько специалистов сидят без работы, вот и изгаляются. Если компания действительно настроена на динамичное развитие, то в первую очередь, я считаю, она заинтересована в профессионалах. Причуды и понты руководителей должны отходить на десятый план».
Но реальность такова, что при всей абсурдности требований  и «конкурсов эрудитов» игнорировать их не получается.  В эру дикого капитализма и кризиса правила устанавливает  работодатель. А значит, коли хочешь получить работу, то и Шреком станешь.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме