«Мне он не нужен, вещи вывез, сносите», — разрешил Николаю Тарасову по телефону хозяин гаража Леша. По идее, его благосклонное «добро» ведущий инженер Управления городского хозяйства получать не должен. У него на руках постановление, в котором говорится, что строение во дворе по пр. Революции, 58 располагается незаконно
«Ключики мы вам не отдадим! Мы вам не буратины»
Отсутствие прав на ПМЖ для гаража дублирует объявление на воротах постройки. В нем же информация о намеченной дате сноса. Но члены административной комиссии решили поинтересоваться мнением пусть неофициального, но владельца. «Вдруг человеку по объективным причинам нужно дополнительное время, чтобы перевезти гараж в другое место», — пояснили «ликвидаторы».
Гараж — это, конечно, громко сказано. Скорее, его обветшалые стены, где на честном слове держится мятая ржавая металлическая обшивка. Вряд ли она впечатлит даже самых непритязательных приемщиков вторчермета. И уж точно не вызывает доверия как надежная защита для личного имущества. Впрочем, замка на гараже тоже не было. Однако рачительным соседям удалось нашарить в темных глубинах сарайки ценности в виде старых межкомнатных дверей. Их незамедлительно вынесли. Над вопросом — зачем? — решили подумать позже. Наверно, кто-то на даче «носить» будет.
Сам Леша к назначенному часу приехать либо не смог, либо не захотел. Ограничился парой телефонных фраз. Николай Тарасов дал отмашку спецтехнике, и экскаваторный ковш медленно замахнулся над «нелегалом». Было ощущение, что строение рухнуло от страха еще до того, как его коснулся металлический зуб. По крайней мере, сопротивления гараж не оказал. Сложился, как пустой спичечный коробок под подошвой.
Это ржавое «сокровище» попросили со двора не первым. Немногим ранее исчез его сосед, оставив после себя лишь бетонные блоки. Их тоже обещают увезти на дачу. Владелец убрал конструкцию самостоятельно, не дожидаясь «помощи» со стороны городских служб.
«У Вас потрясающая профессия: Вы занимаетесь тем, чего нет»
Частные гаражи появились в рыбинских дворах как льгота для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В советские времена им выдавали разрешения на размещение строений рядом с домом. Но уже тогда с оговоркой: строения временные, не подлежащие наследованию и не дающие права на перерегистрацию земельных участков третьими лицами.
С каждым годом прямых владельцев становится все меньше. «По наследству» строениями начинают нелегально пользоваться родственники, которые безосновательно перепродают гаражи, дарят, меняют или бросают за ненадобностью. Но главная проблема не в них.
В 90-е годы к разрешенным боксам «присоседелись» самострои. Внешняя эстетика, равно как и законность действий, владельцев интересовали мало. В итоге придомовую территорию оккупировали конструкции всех мастей и вариаций: от деревянных сараюшек, куда едва помещается мешок картошки, до уродливых стойл для железных коней «краснопиджачников». В среднем на один законный гараж приходится девять «самовоздвиженцев».
«На настоящий момент нами выявлено 243 объекта, подлежащих сносу, для чего уже подготовлена вся необходимая разрешительная документация. Среди этих объектов как металлические гаражи, так и другие временные постройки», — обозначил объемы начальник отдела контроля и правового обеспечения департамента по управлению земельными ресурсами Валентин Звягин. Всем этим конструкциям теперь придется уступить место программе благоустройства дворов.
«Власти основательно взялись за это дело. Только в прошлом году мы убрали более 150 объектов. На очереди другие ветхие дома, гаражи, старые трансформаторные будки. Люди стали понимать, что все не просто так. Реагируют на предписания, звонят, соглашаются с незаконностью строений, самостоятельно сносят их. Есть, конечно, и те, кто не обращает внимания на предупреждения, но под колеса спецтехники еще никто не бросался», — рассказывает о реакции самопровозглашенных собственников представитель МАУ «Управление городского хозяйства».
В общем, рыбинцы стали понимать, что принцип «нет ничего постояннее, чем временное» работает не всегда, а требование властей убрать незаконные постройки — не бумажная игра в запугивание.
Однако перед тем как привести в исполнение «приговор», огромную работу проводят специалисты департамента по управлению земельными ресурсами. Они ищут хозяев и устанавливают право на место под солнцем. В виде гаража… Зачастую им приходится распутывать запутанное и связывать несвязное.
«Приходят люди и говорят: «Это мое место, потому что я тут ставлю машину». На этом их аргументы заканчиваются. Или кто-то у кого-то когда-то что-то купил, опять-таки без разрешений и прав на распоряжение имуществом, а теперь хочет оформить официально. Металлические гаражи — это временное сооружение, родственные или коммерческие отношения здесь значения не имеют. Если приходит действительно законный владелец, приносит документы, выданные каким бы то ни было прежним уполномоченным органом, мы предлагаем заключить договор в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, и никаких проблем. Но этих людей единицы. Объектов же, подлежащих сносу, сотни», — констатирует главный специалист отдела контроля и правового обеспечения департамента по управлению земельными ресурсами Алексей Коньков.
По его словам, много просьб о сносе самостроев поступает от жителей. В первую очередь специалисты выезжают в те дворы, где планируются работы по благоустройству. При этом уверяют: ничто человеческое им не чуждо. Есть у хозяина объективные причины для отсрочки сноса, значит, стараются войти в положение.
Но излишне церемониться со строениями-«самозванцами» никто не будет. Одно предписание, второе, а потом за дело возьмется тяжелая техника. Бывали случаи, когда безалаберные владельцы обнаруживали свои машины на штрафстоянках. Некоторые не забрали их оттуда до сих пор. Но авто в таких гаражах, говорит Николай Тарасов, сейчас редкость. Большинство запасливых хозяев хранит в них откровенный хлам. Видимо, как обычно, не доехавший до дачи. Однако есть и исключения.
«Законным путём идти можно. Дойти трудно»
В том же дворе на пр. Революции стоит еще один гараж. Тоже не слишком презентабельный, но на вид крепче собратьев, уже стертых с лица земли. Житель соседнего дома Валерий Шалонов хранит там не старые двери или истлевшую ветошь, а спортинвентарь для местных ребят. Строитель по профессии, он занимался и волейболом, и баскетболом, не теряет форму и сейчас. Этот двор, вообще, со спортом дружит.
За его внедрением в подростковые массы зорко следит бывший футболист, преподаватель физической культуры Владимир Траулько. Не отстают и местные отцы. Общими силами мужчины обустроили для своих детей площадку. Поставили баскетбольное кольцо, вкопали турники. Регулярно здесь проходят дни здоровья и дворовые турниры. Который год дети и взрослые мечтают о хорошем хоккейном корте, способном зимой принять ледовую дружину, а летом — служить площадкой для большого и настольного тенниса.
Владимир Траулько уверен, наркомания и алкоголизм среди молодежи развивается только потому, что детям некуда себя деть, нет условий для занятий спортом. Вот если бы у них появился корт, он эксплуатировался бы круглогодично и поддерживался бы в отличном состоянии, гарантирует дворовый тренер. Благо и территория позволяет, и база для спортивного и хозяйственного инвентаря есть. База — это гараж Валерия Шалонова.
Сейчас там стоит стол для тенниса, подаренный депутатом Ириной Сахаровой, мячи, ракетки, а также волейбольная сетка, гамак и многое другое. Любой дворовый мальчишка может подойти и сказать: «Дядь Валер, дай ключи». Ребята самостоятельно берут все необходимое для игр, а затем убирают на место. Внутри порядок, видела своими глазами. Таким образом, личный гараж давно стал общей базой. Но он тоже нелегал и теоретически подлежит сносу. Энтузиасты обратились за помощью к своему депутату, но переживают, что не все зависит от народного избранника.
«Внешность» строения — дело поправимое, его можно покрасить, а еще лучше привлечь мальчишек и ярко разрисовать граффити. Вот только законным он от этого не станет. Валерию Шалонову сказали, что в случае положительного решения о дальнейшей судьбе гаража ему нужно будет оплатить межевание. Встанет это, по его подсчетам, в четыре тысячи рублей.
Если учесть, что Валерий возится с детьми на общественных началах, занимается благим делом абсолютно бесплатно, и личного имущества в его гараже нет, то ему ничего не остается, кроме как освободить помещение от «чужих» вещей и виновато развести перед подопечными руками. По крайней мере, это будет дешевле. Он готов к компромиссам, договорным обязательствам, говорит, что мог бы еще осилить аренду, но при коллективной игре на общий результат не давать пас как-то не по-спортивному.
ГДЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ СПИСОК ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПОДЛЕЖАЩИХ БЛАГОУСТРОЙСТВУ