Для того чтобы понять истинную суть происходящего, стоит посмотреть на ситуацию как бы издалека. Вот, например, крупный кадр: давно и безнадежно разрушенное здание под номером 2 на Советской улице в Рыбинске. С каждым годом оно теряет очередные шедевры архитектурных изяществ прошлого века.
Ах ты, местная власть, довела памятник до ручки! Но вот камера отъезжает, отъезжает… Ан, нет, ошибочка вышла: рыбинский памятник архитектуры значится в собственности Москвы
Когда-то в дореволюционные времена трехэтажное здание на Театральной улице (ныне Советской) было истинным украшением Рыбинска. Его архитектура сильно отличалась от провинциального купеческого ампира и наряду со Спасо-Преображенским собором считалась по-настоящему столичной. Может быть, именно это и определило его дальнейшую судьбу, которая, в конце концов, привела здание в ранг московской собственности.
Построенный в 1879 году купцом Мыркиным, каменный красавец арендовался конторами Рыбинского отделения Государственного банка России. Кредитно-финансовые учреждения и в те времена не скупились на презентабельность своих офисов. Вот как описывают это здание Н.С. Борисов и Л.М. Марасинова в своей книге «Рыбинск. Мышкин. Пошехонье»:
«В основу его архитектурного решения положены принципы, прямо противоположные тем, которые определяли облик купеческих особняков и других позднеклассических зданий Рыбинска… В оформлении этого фасада использованы наиболее характерные мотивы древнерусской архитектуры. Аркада и несущие ее пилоны напоминают могучие закомары и лопатки Успенского собора Московского Кремля. О владимиро-суздальских храмах напоминают вписанные в арки романские окна с полуколонками. Бриллиантовый руст под окнами верхнего этажа словно перенесен со стен Грановитой палаты, а многочисленные филенки на стене и пилонах ассоциируются с архитектурным образом Архангельского собора».
Имя архитектора, разработавшего проект, осталось неизвестным потомкам. Однако краеведы уверены: высокий профессионализм свидетельствует о том, что это был выдающийся мастер. Можно предположить, что банк проектировал сам В.А. Шретер, автор проекта рыбинского театра. Основные приемы композиции главного фасада банка — боковые эркеры, увенчанные шатрами, крупные декоративные арки, сдвоенные окна — все это было весьма характерно для проектов Шретера.
Позже, уже в советские времена, в этом здании располагались рыбинские официальные учреждения: городской суд, прокуратура, бюро технической инвентаризации, редакция газеты «Новая жизнь». Затем… А затем здесь не было ничего. После того как здание покинула последняя контора, оно начало разрушаться.
Даже несмотря на то, что дом вошел в список памятников архитектуры, охраняемых государством. Впрочем, статус сам по себе еще никому не помог. В том числе и зданию бывшего Государственного банка на ул. Советской.
Озаботились его состоянием в начале двухтысячных, когда столичные власти решили построить в Ярославской области несколько гостиниц. Забегая вперед, скажем, что они действительно были построены: в Ярославле, Угличе, Переславле. Рыбинску московская гостиница так и не досталась. Но обо всем по порядку.
Итак, в 2002 году свет увидела архитектурная концепция гостиничного комплекса. Три «звезды», 60 мест, ресторан, складские помещения — вся эта красота была выложена на бумаге столичными архитекторами. И в 2003 году тогдашний глава Рыбинского муниципального округа Борис Степанов подписал постановление «О согласовании передачи муниципального имущества в государственную собственность Москвы».
Идея была незатейлива: безвозмездно отдать собственность Рыбинска в заботливые и небедные руки столичных чиновников. Уж они-то, дескать, не просто восстановят былое великолепие, безнадежно разрушавшееся в Рыбинске, но и вдохнут в него новую жизнь.
Однако от идеи до воплощения — не шаг и не год. В 2007-м уже глава Евгений Сдвижков заключил договор о безвозмездной передаче здания в собственность Москвы. А спустя два года следующий градоначальник Владимир Хмелев вдогонку подарил столице и земельный участок общей площадью 4180 квадратных метров.
Говорят, доставшееся даром редко приносит пользу. По крайней мере, история бывшего банка развивалась именно по этому сценарию. Реставрация дорогого стоит, а статус здания обязывал сохранить в первозданном архитектурном исполнении хотя бы фасад. Помимо затрат, мешали и личные амбиции. Говорят, тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков был сильно недоволен тем, как складывались отношения с рыбинской властью.
Но, тем не менее, в 2007 году работы начались довольно резво: инженерно-строительные и геодезические изыскания, фотофиксация, комплексные научные исследования, прокладка электрокабеля, устройство наружных сетей электроснабжения. Однако буквально через несколько месяцев все строительные и реставрационные работы были заморожены. И разморозить их уже не смогли ни безвозмездная передача земли, случившаяся чуть позже, ни даже охранное обязательство, принятое на себя Москвой в 2008 году.
В охранном обязательстве, заключенном между департаментом культуры Ярославской области и столичным департаментом недвижимости, устанавливался срок реализации проекта — конец 2010 года. Но чуда не случилось. Ни московских спецов, ни японской строительной техники Рыбинск больше не увидел.
К 2010 году стало очевидно, что в соревнованиях на выносливость проигрывает Рыбинск. Здание рушилось, столичные собственники делили посты в новом правительстве, областной департамент культуры затянул вялую переписку. Надо возвращать! — решили рыбинские чиновники и двинулись на Москву.
Столица приняла рыбинцев благосклонно: забирайте, мол, свое достояние. Но вместе с нашими проектами. Рыбинцы, мягко говоря, удивились: о ценах на столичные проекты ходили легенды. И тут начались капризы: ах, не желаете с проектом, тогда пусть здание остается в московской собственности. А может, не остается. Может, мы его сдадим кому в управление. Или давайте лучше пока подумаем, тем более что штатные перестановки, затеянные новым столичным градоначальником, работе мысли мешают.
В процессе раздумий всплыла и цифра — 172 миллиона рублей. Такова стоимость столичного проекта реставрации и строительства гостиницы в Рыбинске. Во избежание кривотолков поясним: стоимость не процесса, а именно проекта — бумажного плана будущих работ. Сами же работы, спланированные московскими проектантами, тянут почти на миллиард.
Вот, сказали столичные чиновники, эти деньги мы потратили на проект, надо бы вернуть. Наши возмутились — верните здание, проект оставьте себе.
Рыбинская власть попала в патовую ситуацию. Ходить ей просто некуда. Да и нечем — все возможности влияния ушли вместе с землей и зданием. Есть одна маленькая зацепка, но она — в компетенции областного департамента культуры. Обязательства Москвы, прописанные в охранном свидетельстве, истекли в конце 2010 года.
Продлять его московские власти не торопятся. А это уже серьезное нарушение — памятник-то статусный, со всеми вытекающими последствиями. В иных случаях областные чиновники от культуры резво бегут в суд за восстановлением справедливости. А тут — та же вялая переписка директора департамента Л.Ю. Сорокиной с московскими начальниками. Суть ее в напоминаниях: убедительно просим и в очередной раз предлагаем. А в ответ: о принятом решении вас проинформируют дополнительно.
Эта аморфная имитация деятельности на судьбу памятника никак не влияет. Впрочем, отчего же, влияет, и даже очень. Вот, например, упал очередной элемент лепного декора. А тут кирпичи вылетели из полуразрушенной стенки. Хорошо, что не на голову прохожим. Ведь охрану с объекта давно сняли. Так, глядишь, Рыбинск и лишится живописнейших руин в самом центре города. А земля… Она же в московской собственности.
Но город бьется и за руины. Что будут делать, когда бывший банк вернут в рыбинскую собственность? Достоверно известно одно: современные технологии восстановления столь разрушенных зданий не потянет ни один местный инвестор. А иногородние… Может, в будущем бывшему Государственному банку в Рыбинске повезет несколько больше, и следующая партия окажется блестящей.