В нашу редакцию с письмом обратилась жительница Рыбинска. Даже, скорее, не с письмом, а с призывом обратить внимание на то, что происходит с памятником архитектуры при полном безразличии департамента культуры Ярославской области. Речь идет о здании в самом центре (!) города — доме № 93 по улице Крестовой.
«Несколько дней назад, когда я проходила мимо, к моим ногам упал кусок штукатурки и посыпалась пыль распадающихся в прах кирпичей», — рассказывает наша читательница. Что же происходит?
«Мы теряем его» — переняв медицинский лексикон, хочется воскликнуть, глядя на дом № 93 по улице Крестовой. Бесспорно, в нашем городе немало архитектурных «осколков» прошлого, находящихся в упадке и запустении: где стены трещат, где фундамент рушится.
Но чтобы старинный особняк стоял без крыши на главной улице города, украсившись изнутри деревцами! Это уже перебор. Как раз тот случай, когда наличие хозяина у объекта не означает рачительного отношения к нему.
В архивных документах дом № 93 по улице Крестовой носит название «Дом Криулина». Он был построен в 1848 году и за более чем полтора века сменил множество владельцев (даже Товарищество Нефтяного производства братьев Нобель здесь «отметилось»).
Последний владелец оказался не очень-то рачительным. Несколько лет назад здание перешло в руки частного собственника. Речь шла о его реставрации. Департаментом культуры области владельцу было выдано соответствующее разрешение, однако никаких разительных перемен в облике объекта пока не наблюдается.
Еще в 2007 году специалистами было проведено инженерное обследование несущих конструкций. Выяснилось, что фундаменты основного здания и пристройки за редким исключением находятся в удовлетворительном работоспособном состоянии. То же можно сказать и о несущих конструкциях стен. В «ограниченно работоспособном состоянии» пребывали несущие конструкции перекрытий, пола первого этажа, крыши.
Год спустя на свет появился проект реставрации здания с приспособлением его под магазин непродовольственных товаров. Архитектурно-конструктивное решение позволяло надеяться, что дом в конечном итоге будет выглядеть как на картинке.
Приведем несколько выдержек из этого документа. «Полы — керамогранит по цементно-песчаной стяжке с гидроизоляцией. Двери входные — металлические с облицовкой древесиной ценных пород. Наружная отделка — произвести защиту наружных поверхностей кладки стен от увлажнения…, выполнить ремонтно-восстановительные работы разрушенных участков кладки. Стены оштукатурить и окрасить».
Но ничего такого и в помине нет. В департаменте архитектуры и градостроительства пояснили — город повлиять на ситуацию не может (письменные обращения к владельцу с просьбой хотя бы огородить объект так и остались без внимания), контроль за ходом реконструкции должен осуществлять департамент культуры области.
Как пояснила специалист департамента культуры ЯО Ирина Антонова, срок окончания реставрационных работ — 1 октября текущего года. Если у владельца объекта нет волшебной палочки, то вряд ли стоит надеяться, что ко времени Ч он приведет свое недвижимое имущество в порядок.
«Когда наступит означенный срок, должна быть проведена проверка, и только после этого можно принимать меры реагирования», — прокомментировала Антонова.
Оказывается, собственник выявленного объекта культурного наследия (такой статус имеет дом Криулина) получил разрешение на ведение работ, но потом запросил отсрочки из-за финансовых трудностей. С тех пор дело застопорилось.
Дом Криулина попал в финансовую ловушку. Внутри нет даже стропильной системы для того, чтобы настелить хотя бы временную крышу и защитить здание от осадков.
Вопрос, какие меры воздействия будут применены к его владельцу, решать юристам департамента культуры.
Только вряд ли им удастся заставить хозяина особняка без крыши повернуть время вспять и сделать так, чтобы от его бесхозного имущества перестало веять разрухой и безнадежностью.