В редакцию пришло гневное письмо от родителей учащихся 12-й школы. Родители в панике: они решили, что за хорошее среднее образование теперь придется платить, ведь их школа скоро станет автономным учреждением. Мы выясняли, так ли это.
Среднее образование у нас бесплатное по Конституции. Но среди родителей школы № 12 кем-то упорно распространяются слухи, что скоро им предстоит оплачивать и ремонтные работы, и школьные уроки.
Слухи породило принятие закона под названием «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Мы попытались разобраться в сути предстоящих реформ, тем более, что они не за горами. Школа № 12 сменит свой статус муниципального образовательного учреждения на автономное 1 июля этого года. Таково решение учредителя. Кстати, по новому закону таких муниципальных учреждений, как сейчас, не будет.
Появятся казенные, бюджетные и автономные. Принципиальной разницы между МБУ и МАУ уже не будет. И там и здесь предполагается переход на получение не сметного финансирования, а субсидий.
Именно эту школу выбрали для преобразования не случайно. Здесь есть укомплектованная современная база (несколько спортивных залов, новый бассейн, пищеблок), которая реально может работать в плане организации досуговой и образовательной деятельности ребят и жителей микрорайона.
«Мы уже сегодня оказываем некоторые платные услуги. Мощности столовой позволяют обеспечить школьников дополнительным питанием, сделать его трехразовым. Педагогический коллектив может проводить дополнительные занятия, вести кружковую работу, платные курсы, — пояснил директор школы № 12 Михаил Недошивин. — Еще один важный фактор — наличие самостоятельной бухгалтерии».
Услышав слово «автономный», родители испугались. Мысль о том, что такое учебное учреждение не получит финансирования из бюджета и вынуждено будет зарабатывать себе на жизнь, крепко засела в головах. Однако это не более чем миф. Слово «автономный» не указывает на отстраненность этих заведений от бюджетных денег. Автономному учреждению гарантировано бюджетное финансирование. К слову сказать, наша газета работает в форме автономного учреждения уже четвертый год.
Разница лишь в том, что учредитель финансирует автономное учреждение не по смете, а формирует муниципальное задание и предоставляет субсидию на его выполнение в части оказания образовательных услуг, а также на содержание имущества и уплату налогов.
Автономия даст школе, прежде всего, финансовую свободу. Когда учреждение финансировалось по смете, изменения в ней были практически не возможны без решения городской администрации. Образовалась, скажем, экономия в «коммуналке» — учреждение не могло направить эти деньги на какие-то другие необходимые расходы.
Более того, учредитель мог эти неиспользованные деньги просто-напросто изымать. В автономном учреждении такое не пройдет. Условно говоря, если внезапно протекла труба, не надо ждать перевода средств с одной бюджетной строки на другую, терпеть неизбежную волокиту.
Собственными заработанными средствами коллектив школы сможет распоряжаться самостоятельно.
«Мы больше не будем думать, где взять наличные деньги, чтобы наших ребят отправить на соревнования или конференцию. В случае автономного учреждения эти статьи расходов можно будет планировать, — сказал Михаил Сергеевич. — Заработанные средства пошли бы на повышение благосостояния педагогов, оплату труда привлеченных специалистов».
Но волнение родителей понятно — не придется ли им теперь платить за образование своих детей? Можно с уверенностью сказать: нет! Коммерческая деятельность школы не коснется самого учебного процесса, школьное образование в рамках образовательного госстандарта было и остается бесплатным!
Госстандарт прописан четко, и никто не вправе изменить объем оказываемой услуги.
«Скажем, согласно госстандарту, у первоклассников должно быть не менее 20 учебных часов в неделю, объем уроков у одиннадцатиклассников — 36 часов в неделю. Эти часы будут финансироваться согласно муниципальному заданию из бюджета. Все, что будет проводиться сверх этого плана, может выйти на платную основу, так как эти дисциплины и часы не входят в госстандарт. Но это ни в коем случае не предполагает, что вся внеклассная работа станет платной», — поясняет директор школы.
Спектр дополнительных услуг в «школе будущего» может быть самым разнообразным: обучение плаванию, спортивным играм, фитнесу, аквааэробике, танцам, музыке, второму иностранному языку…
Если родители захотят, чтобы их дети дополнительно обучались каким-то предметам, выходящим за пределы программы, школа предоставит такую возможность. Вместо того, чтобы искать репетиторов, все дополнительные занятия можно будет проводить в родной школе.
Уже сегодня в школе № 12 работают 15 секций и 14 кружков, и процент занятости детей во внеурочной деятельности выше, чем во многих других школах. А с обретением нового статуса появится возможность оказывать новые образовательные и развивающие услуги, причем не только учащимся этой школы, но и ребятам из соседних учебных заведений, а также жителям микрорайона.
В планах — создание на базе учебного заведения школы раннего развития для детей от года до 6 лет, проведение в бассейне семейных мероприятий, оздоровительных сеансов, но не в ущерб учебным и спортивным занятиям школьников.
Письмо показало, что волнуются не только родители, страшат преобразования и учителей. Хочется успокоить и их. Переход СОШ № 12 на автономный тип не приведет к сокращению численности работников, а также их зарплаты.
Наоборот, появится реальная возможность увеличения доходов педагогов. Самостоятельное установление системы оплаты за дополнительно оказанные платные услуги позволит сделать ее еще более гибкой и эффективной.
Однако в приказном порядке заставлять вести курсы, кружки и секции никто не будет. Хочешь заработать — составляй авторские программы, открывай в себе новые таланты.
К оказанию платных услуг будут привлекаться специалисты-профессионалы как из числа педагогов школы, так и со стороны. Предоставление дополнительных образовательных услуг станет еще одним источником заработка учителей и доходной строчкой школьного бюджета.
Есть и еще один аргумент «за» новый статус школьного учреждения. При расходовании средств МАУ может не применять процедуры, предусмотренные законодательством в плане размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. То есть появляется возможность уйти от аукционов и конкурсов, которые, что не секрет, не всегда гарантируют должного соотношения цены и качества работ и услуг.
Однако быть полностью независимым от учредителя в своей финансовохозяйственной деятельности у автономного учреждения не получится. Так же, как и в отношении муниципального учреждения, учредитель сохраняет полный контроль за его деятельностью. Да, конечно, здесь у руководителя появляется гораздо больше самостоятельности, но и в разы прибавляется ответственности при принятии управленческих решений.
«Использовать возможности школы, в частности спортзалов, бассейна и иных помещений, бесконтрольно не получится», — ответил на один из вопросов, заданных в письме, директор школы. Автономной организации придется публично: на сайте школы, администрации города, в СМИ — отчитываться о своих доходах и расходах, сделать прозрачными все финансовые отчеты.
С 1 января 2012 года преобразование ждет и другие муниципальные образовательные учреждения. Подобные «автономные» школы существуют в Ярославле и других городах. А в Великом Новгороде уже все школы переведены в статус автономных учреждений. Рыбинцы готовы перенять их передовой опыт.