Темы 29 июня 2011

Неказистое будущее таксиста

Что ждет городское такси, и как относятся к изменениям закона таксисты-нелегалы и их пассажиры

В Рыбинске больше двадцати официально зарегистрированных организаций и частных предпринимателей, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров. Сколько человек занимаются извозом нелегально, без учета и регистрации, — сказать трудно.

Но предположить можно: много, иначе не стояли бы на всех углах торговых центров города две-три машины без опознавательных знаков, но с водителями определенного типа, взгляда, поведения.

Вот они — лежат на сиденьях своих авто в ожидании пассажиров, собираются группами, толкуют о своем, сугубо таксистском, интересе, считают очереди и распределяют клиентов. Прибавив «бомбил» к «официалам», мы получаем достаточно доступную услугу: в Рыбинске найти такси можно без проблем в любое время и в любом месте.

Тем не менее, существует целый ряд требований, которые предъявляет к таксистам цивилизованное общество. Это и качество проезда, и безопасность, и удобство. В конце концов, существует такое понятие, как налоги, уплаченные с дохода, который таксист получает, перевозя население из пункта А в пункт Б.

С 1 сентября начнут действовать изменения, внесенные в Федеральный закон №69 «О безопасности дорожного движения». В народе этот акт называют «Законом о такси», потому что именно этот вид городского транспорта становится объектом пристрастия законодателей.

Итак, что ждет городское такси в ближайшем будущем, и как относятся к закону сами таксисты и их пассажиры.

Красный свет для «бомбил»

Нововведения призваны ужесточить меру ответственности таксистов за работу «без правил». С 1 сентября 2011 года для официального извоза придется зарегистрироваться, получить лицензию, выдавать чеки или квитанции и даже перекрасить машину. Подвозить пассажиров власти запретить не могут, однако «вольные извозчики», вероятно, останутся за бортом легальной деятельности.

С 1 января 2012 года будет введена ответственность за нарушение водителями такси правил перевозки пассажиров и багажа. Штрафы вводят не маленькие: водитель может быть оштрафован на 2 500 рублей, должностное лицо — на 20 000. Если же нарушение допустит юридическое лицо, то отдать придется 500 000 рублей, а с машины снимут номера.

К правилам, которые нарушать не стоит, относятся: наличие разрешения, цветографической схемы легкового такси или опознавательного фонаря, необходимой информации в салоне, выдача кассового чека или квитанции.

А самое главное — водителям придется зарегистрироваться и получить лицензию. Разрешение будет выдавать уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ на срок не менее 5 лет, и действовать оно будет только на территории этого субъекта.

Для получения лицензии машина должна быть в собственности или лизинге, а ее владельцу необходимо иметь статус юридического лица или индивидуального предпринимателя и стаж непрерывного вождения автомобиля не менее 3 лет или общий стаж не менее 5 лет. Привлекать частных водителей с их транспортом с 1 сентября запрещается.

Настроение у таксистов-нелегалов в Рыбинске сумрачное. И так работали, по сути, незаконно. А тут их незаконность пытаются вывести из тени на свет божий.

Желтый свет для «легалов»

— Мы в ожидании, — говорит директор такси «Реал» Вера Хомутова. — Ждем, разбираемся, надеемся, что некоторые нововведения отменят. Например запрет на работу с частными водителями и их личным транспортом.

Эта часть закона болезненно бьет по большинству такси нашего города, которые предпочитают не приобретать транспорт, а работать с частниками. Впрочем, слово «предпочитают» скорее условно, поскольку сверхприбылями в нашем такси не пахнет. Связано это и с высокой конкуренцией, и с демпингом, и с сезонным характером работы.

Итак, почему службы такси предпочитают работать с частниками?

— Потому что частник заботится о своей машине, он ее любит, холит, ремонтирует, — рассказывает Вера Хомутова. — Мы пробовали покупать машины, но водители относятся к ним, мягко говоря, без энтузиазма.

Спорить трудно, свое всегда ближе к телу, к душе и кошельку. Вот она, кормилица и поилица, блестит на солнышке мытыми боками, заводится с одного оборота. А новые «общие» машины быстро становятся старыми.

Помимо этого, рыбинские руководители такси надеются, что объяснения или изменения будут в следующих новшествах: единый цвет для всех такси на территории субъекта федерации, обязательное наличие таксометра и кассового аппарата, технический осмотр машин каждые полгода…

— Мы считали, сколько надо денег на то, чтобы оборудовать машину с учетом требований закона, — говорит Вера Хомутова. — Получилось от 60 до 90 тысяч рублей на каждое авто.

Зеленый свет для идеалистов

Конечно, все новшества направлены на то, чтобы легальный бизнес пассажирских перевозок процветал, а нелегальный чах и умирал. С легального бизнеса можно спрашивать не только уплату налогов, но и обеспечение безопасности перевозок, и комфортные условия, и техническое состояние машин.

Каждый сегодняшний «бомбила» вполне может оформить свидетельство частного предпринимателя, либо получить лицензию и самостоятельно вести бизнес, либо сотрудничать с лицензированным предприятием.

Другой вопрос — хочет ли он этого? На раздумья дано время: с 1 сентября начинают выдавать разрешения, с 1 января 2012 года — штрафовать за несоблюдение закона. Это и есть тот переходный период, когда все могут оценить свои силы и возможности.

Сегодня большинство рыбинских служб такси фактически являются диспетчерскими пунктами. Диспетчер принимает и раздает заказы водителям, а они покупают информацию, внося абонентскую плату. Закон же подталкивает к созданию предприятий с собственным автопарком, автомастерской, службой технического контроля и даже своими медицинскими работниками, которые должны ежедневно проводить осмотр водителей.

С 2015 года количество такси в каждом регионе будет ограничиваться его правительством. Если заявок будет больше установленного норматива, то за право осуществлять перевозки претенденты будут бороться на аукционах, предлагая более выгодные условия. Все это в конечном счете цивилизует достаточно дикий рынок услуг такси.

«Спектральный анализ» пассажира

— У меня два подхода к выбору такси, — рассказывает частный предприниматель Николай Соколов. — Если мне надо проехать из Копаева в центр Рыбинска, мне все равно, кто повезет: частник или официал. Если надо ехать далеко, например в Нижний Новгород, конечно, я буду выбирать предприятие, которое и финансовые документы для отчета выдаст, и комфортабельное авто предоставит.

Николай Соколов против «бомбил» ничего не имеет. С одной стороны, удобно, когда на перекрестках всегда стоят машины, готовые за умеренную плату подбросить вас в любую точку города. С другой — поощрять незаконную предпринимательскую деятельность ему не нравится.

— Я плачу налоги, получаю разрешения и лицензии, а кто-то просто кладет мои деньги в карман, — говорит предприниматель. — С этих позиций закон хорош. Но чего стоит требование — работать только в своем регионе!

Речь идет о том, что лицензия таксиста действует только на территории, где она выдана. Если с соседним регионом заключено соглашение, таксист может ехать туда без опасений. А если нет?

— Зная неразворотливость наших властей, могу предположить, сколько будет проблем с этим пунктом закона, — говорит Николай. — Еще мне кажутся неубедительными доводы об обязательных таксометрах — мы привыкли ездить по договорной цене. В Рыбинске все знают, что «по городу» она начинается с 70 рублей и заканчивается 150-200. Можно постараться и найти такси дешевле. Если водитель «ломит» цены, к нему просто никто не сядет — вон рядом стоят еще пять машин, какая-то повезет по сложившемуся в Рыбинске тарифу. Или можно вызвать такси по телефону и размер оплаты заранее согласовать с диспетчером.

О едином цвете такси у Николая четкого мнения не сложилось. С одной стороны, вроде хорошо, когда все такси, например желтые, с другой — все это кажется не принципиальным.

— А существенно — это технический и медицинский осмотры, — считает Николай. — Здесь спорить трудно: и машина, и водитель должны быть под постоянным контролем. От их состояния зависит здоровье и жизнь людей.
В чем Николай солидарен с таксистами и руководителями организаций, так это в цене услуг такси, которая с введением закона поползет вверх.
— Тут уж к гадалке не ходи — цены взлетят, — говорит предприниматель. — Очевидно, конкуренция будет слабее, поскольку многие игроки, не потянув требований, с рынка уйдут. А оставшиеся станут отбивать свои вложения: деньги, потраченные на лицензии, таксометры, технические осмотры и прочие нововведения.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме