В куче макулатуры рыбинские музыканты обнаружили уникальные ноты 18 века. Теперь мы услышим подлинные менуэты и полонезы, которые звучали в гостиных рыбинских дворян эпохи Екатерины II
— На днях я закончил восстановление первой партитуры из цикла русской дворянской музыки, в том числе звучавшей в усадьбах рыбинского и пошехонского уездов, — рассказывает гобоист Владимир Хробыстов. — Это очень ценные, весьма своеобразные произведения, несомненно, обладающие высокими художественными достоинствами.
Музыка дворянских усадеб — неотъемлемая часть русской культуры. Без нее невозможно полнокровное восприятие культуры нашей страны 18-19 веков. Она восстанавливает связь времён, оживляет многое и ценное из того, что покрывается налетом времени и постепенно стирается.
Чьему перу принадлежат опусы, неизвестно. Однако музыканты склонны предполагать, что за маской анонима скрывается либо некий итальянец, живший в России и писавший музыку на заказ, либо неизвестный русский автор, учившийся в Италии примерно в середине 18 века.
Вероятность второго даже выше, поскольку музыкальные портреты дворян Синявиных (или Сенявиных), Менуэт и Полонез, явно написаны близким к этой семье человеком, хорошо знавшим людей, которых он наделил тонкими доброжелательными характеристиками.
Не менее интересна история находки.
— Старинные нотные материалы попали к нам случайно, — продолжает Хробыстов. — Пианист-клавесинист Александр Аханин, живущий теперь в Эквадоре, обнаружил их в куче старых нот, которые списали за ненадобностью из библиотеки музыкальной школы им. Чайковского. Их собирались пустить на макулатуру. Кое-что из этой музыки мы играли в 90-е годы…
И то ли недостаточно внятно объявили о находке, то ли нашему культурному обществу было тогда не до таких пустяков, но ноты уехали вместе с музыкантами в дальние страны. И сейчас мне пришлось по памяти восстанавливать то, что мы исполняли уже немало лет назад. Второе рождение уже получила — Застольная Увертюра (или Столовая Симфония).
В течение лета Владимир Хробыстов планирует восстановить и другие части уникального цикла: музыкальные портреты и бальные танцы, среди которых один из первых (а может быть, и первый) русских вальсов.
А в ближайшее время к работе над «новой старой» программой приступит барочный ансамбль «Воздушные замки».