Учение сегодня и вправду на вес золота, об этом знает любой школьник. Чтобы успешно сдать экзамены, требуются не только светлая голова и усердие, но и репетитор, а значит, звонкая монета в кошельке родителей. Между тем услуги платных наставников год от года становятся все востребованнее. Почему?
Лучшие друзья девушек
Ещё десять-пятнадцать лет назад к услугам репетитора прибегали единицы. Тогда в этом не видели особой надобности. Но с началом великого эксперимента под названием «Единый государственный экзамен» популярность репетиторов резко подскочила. Что это: дань моде или объективная необходимость? Каприз школяров или реальная несостоятельность нашей системы образования?
Юлия Тонких (школа № 36) и Мария Маслова (школа № 17) — золотые медалистки этого года, призеры областных и городских предметных олимпиад и просто красавицы. (При этом Юля — еще и абсолютная рекордсменка по ЕГЭ — 100 баллов по русскому языку!)
Мы встречаемся в кафе, девушки мило болтают, смеются — позади школа, экзамены, переживания, тревоги. А значит, можно не кривя душой рассказать о цене успеха и о том, почему даже очень способные ученики не могут подготовиться к главному школьному испытанию самостоятельно.
Без репетитора подготовиться к ЕГЭ и получить высокий балл для поступления в вуз невозможно, безапелляционно заявляют отличницы.
— Я собираюсь поступать в Ярославскую медакадемию. В 11 классе у меня было два репетитора — по химии и биологии, помимо этого ходила на курсы в центр «Молодые таланты», — рассказывает Юлия Тонких. — На мой взгляд, требования ЕГЭ не соотносятся с той основной программой, что дается в школе. Например, мы по верхам проходим генетику, тогда как в ЕГЭ задач по этой теме предполагается много. Конечно, если ты не нацелен поступать в медицинский, тебе это и не нужно. А как быть таким, как мы? Без репетитора никак не обойтись.
— У меня тоже были репетиторы. У нас в классе вообще все дополнительно занимались — кто у репетитора, кто в «Молодых талантах» на курсах (там дешевле). В других школах, насколько я знаю, схожая ситуация. Это не потому, что учителя плохие. Вовсе нет. Я считаю, основной программы явно недостаточно, чтобы набрать достойные баллы по ЕГЭ. Если школа без профиля, то химии в 11 классе 1 час в неделю, биологии — тоже.
Даже при самом ответственном подходе учителю нереально объяснить материал так, чтобы ты набрал на ЕГЭ больше 50 баллов, а этого для поступления в вуз, конечно же, мало, — Мария мечтает поступить в Санкт-Петербургскую химико-фармацевтическую академию.
После уроков разбегаются по домашним учителям не только дети из обычных школ. В престижных гимназиях и лицеях, где предметы изучают углубленно, ситуация аналогичная. И тут и там нынешние 10-классники уже охотятся за телефончиком хорошего репетитора.
Позволительная роскошь
Юля и Маша результатами подготовки со своими наставниками вполне довольны: ЕГЭ написали на высокие баллы и уверены, что поступят. Хотя, конечно, признают, что дополнительные занятия обошлись семье в копеечку. Услуги репетитора — удовольствие, прямо скажем, недешевое.
На расценки влияют категория учителя, негласный рейтинг, складывающийся из того, сколько его воспитанников поступили в вузы (особенно столичные), и, конечно, личные амбиции педагога. В среднем стоимость одного занятия колеблется от 100 до 500 рублей. Свет знаний, проливаемый преподавателем вуза, может обойтись и дороже.
Даже если использовать наемный учительский труд всего раз в неделю и только по одному предмету, в месяц получится около 2 тысяч. А если наставников — два и больше? Родители, похоже, смирились и относятся к внешкольным тратам по-философски. Как к долгосрочным инвестициям. «Длинные деньги» должны заработать, когда любимое чадо закончит вуз, получит престижную специальность, а там и до «человеческой» зарплаты рукой подать. На государство надейся, а сам не плошай.
Другого «пути к совершенству» быть не может. А впрочем?
— Моя знакомая репетиторов не нанимала, — рассказывает Юлия. — Где-то недели две она готовилась к ЕГЭ по химии самостоятельно, по книжке. На экзамене набрала высокий балл (77), но только потому, что ей повезло с вариантом. И к тому же сама по себе она очень одаренная и много знает по предмету.
Знак качества?
Наталья (просила не называть ее фамилию) — учитель иностранного языка с приличным стажем. Помимо работы в школе с середины 1990-х занимается репетиторством. Вспоминает, что в те годы репетиторов было — на пальцах пересчитать. Учителя, вышедшие из «советской шинели», были не готовы примерить на себя буржуазную роль, неловким представлялось сеять разумное, доброе, вечное за деньги. Однако настойчивый спрос в скором времени изменил ситуацию в корне.
— Сейчас услуги репетиторов действительно очень востребованы, — Наталья принимает это как данность. — Ко мне обращаются в основном те, кто нуждается в более высоком уровне знаний, чтобы поступить в вуз.
Понимаете, в классе учитель — как бы он ни старался — все равно в итоге работает на усредненный уровень. У него просто нет другого выбора. Репетитор, занимающийся с ребенком один на один, может дать больше. Я, например, заинтересована, чтобы вся моя работа была под знаком качества. Успех учеников — это моя репутация. И, что уж греха таить, деньги. А в школе учителя, не имея материального стимула, как бы выразиться покорректнее, иногда забывают о своей ответственности.
— По отдельным предметам хронических двоечников набирается аж полкласса, дети жалуются, что им плохо объясняют, — делится проблемой мама восьмиклассника одной из школ города, — на что директор учебного заведения предлагает весьма оригинальный выход — нанять репетитора. Или… сменить учебное заведение.
Прозвучит жестко, но при таком «инновационном» подходе логично задаться вопросом: а зачем вообще в этой школе нужны учителя?
Кто же отвечает за то, что творится в дневниках и главное — в головах школьников? По закону (ст. 32 ФЗ «Об образовании») ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса несет образовательное учреждение. Контроль текущей успеваемости и проведение промежуточной аттестации лежит на плечах администрации школы.
Что касается ответственности преподавателя за двойки в дневниках своих учеников, то действующим законодательством она никак не определяется. Другими словами, если ребенок не успел усвоить материал на уроке или проболел, в школе никто не обязан восполнять пробелы в его знаниях. Остается уповать на педагогов-альтруистов, которые остаются объяснять материал после уроков, собирают класс в свои выходные дни.
Хорошо, если в вашей школе такие найдутся. А если нет? Тогда успеваемость ребенка отдается на откуп родителей. Но как, например, проверить задание по английскому языку, если и папа, и мама — «немцы»?
Выходит, платный наставник — мера вынужденная. Здесь уже не идет речи о повышении уровня знаний, осилить бы школьную программу.
Мишка в клетке
Спрос на репетиторов — барометр нашего образования. Увы, он показывает, что в школе сегодня не все благополучно.
В некоторых семьях в репетиторе видят «палочку-выручалочку». И даже не подозревают, что такие занятия могут таить в себе серьёзную опасность.
Как спасательный круг может превратиться в камень на шее школьника?
— В идеале репетитор решает две задачи: дает ребенку знания и одновременно развивает его интеллект, — рассказывает заместитель директора Информационно-образовательного центра Наталья Дроздецкая. — А с чем мы сталкиваемся в действительности? Безусловно, я не имею в виду всех репетиторов без исключения.
Но в ряде случаев репетиторство сводится к элементарному натаскиванию. А это уже не педагогическая категория. Получается как в притче про белого медведя. Медвежонка поместили в маленькую клетку. Он ходил по ней — три шага в одну сторону, три шага — в другую. Когда медвежонок вырос, его перевели в большой и просторный вольер. Что произошло дальше? Медведь продолжал ходить три шага в одну сторону, три — в другую.
Неужели диагноз «клетка» — это навсегда? На эту мысль все чаще наводят объявления, предлагающие услуги репетиторов уже для студентов. Когда они получат диплом, на рынке услуг должны появиться наставники для инженеров, учителей, врачей? Человек с «отрепетированным» мышлением уже не способен обходиться без подсказки, самостоятельно добывать, анализировать информацию, делать собственные выводы и принимать решения.
Но все-таки не будем обобщать. Пока репетиторство остается одним из самых спорных феноменов образования. Наряду с породившим его ЕГЭ.