Мнение 6 июля 2011 13:17

Сергей Кузенев: «Мы будем открывать новые предприятия»

Знакомьтесь: Сергей Кузенев, президент Рыбинской Торгово-промышленной палаты. Впрочем, знакомство с этим человеком для многих в Рыбинске достаточно условно. Разве что в новом качестве президента. Сергея Кузенева хорошо знают избиратели города, поскольку он является депутатом Рыбинского Совета.

Еще он достаточно популярная личность в предпринимательской среде, так как в недалеком прошлом руководил крупным промышленным предприятием города. Последнее стало основным аргументом в раздумьях о том, стоит ли возглавлять Рыбинскую Торгово-промышленную палату, в конце апреля этого года.

По крайней мере, прежде чем принять это предложение администрации Рыбинска, Кузенев встретился со многими руководителями местного крупного бизнеса. «Да» — сказали промышленники, и только после этого свое «да» сказал нынешний президент.

— Сергей Юрьевич, почему именно крупный бизнес?
— Я сторонник развития в первую очередь крупных предприятий. Будет в Рыбинске промышленность — будет и малый бизнес. Кто-то должен перевозить материалы, убирать офисы, готовить еду. Это взаимосвязанные процессы, следующие один за другим. Но последовательность именно такая: сначала крупный бизнес, затем — малый.

При этом я делаю акцент на так называемые внутренние инвестиции. Здесь помогает опыт: вспоминаю себя как руководителя предприятия, общаюсь с директорами. У каждого из них обязательно есть несколько проектов, которые хотелось бы развивать, но в силу различных причин работа откладывается. Порой руководители не уверены в рынках сбыта новой продукции, иногда не хватает финансовых средств, а зачастую просто руки не доходят — все рабочее время директора «съедает» без остатка основное производство.

Здесь и может проявить себя ТПП: мы всегда будем стоять рядом, анализировать уже существующие наработки и думать, как их можно грамотно представить и эффективно реализовать. Список таких проектов у нас уже готовится.

— Внутренние ресурсы могут быть ограниченными, а сторонние инвесторы что-то в очередь к нам не становятся.
— У меня большое подозрение, что это не так и в первом, и во втором случае. Мой оптимизм не беспочвенен. Как это ни парадоксально прозвучит, Рыбинск представляет огромный интерес для приходящей промышленности. У нас есть огромные преимущества, которые отсутствуют в большинстве других регионов России: есть рабочий класс, и к управлению городом пришла профессиональная команда, не понаслышке знающая, что такое организация бизнеса и производства. Поэтому многие вопросы решаются быстро и эффективно.

Давайте посмотрим на успешный Калужский регион, где разместили свои инвестиции такие промышленные гиганты, как автомобильные концерны Volkswagen, Volvo, группа компаний Samsung. Они уже испытывают острую нехватку рабочих рук. Я ездил знакомиться с индустриальными парками Калуги и выяснил, что предприятия возят работников из других городов каждый день или вахтовым методом. Своих рабочих для развития предприятий в регионе нет. А у нас есть.

В Рыбинске — плохо это или хорошо — идет сокращение штатов предприятий. Я оцениваю это как оптимизацию производства, неизбежную в наше время. Яркий пример — ярославский «Автодизель», который, сократив штат в два раза, быстро вышел на самоокупаемость, затем на рентабельность. Проблема возникает тогда, когда людям некуда устроиться на работу.

А если будут предложения, будет выбор вакансий, весь негатив снимется сам собой. Предприятия смогут провести свою реструктуризацию спокойно, без социальных взрывов, и работники не встанут на учет в Центр занятости, а смогут найти, может, даже более высокооплачиваемую работу.

— Но сегодня инвесторы открывают предприятия, штат которых от силы 500 человек.
— Значит, таких предприятий должно открыться 40, 50. Я уже сказал о самом главном преимуществе Рыбинска — о наличии рабочего потенциала. Кроме этого, сейчас администрация готовит к реализации большой инвестиционный проект, который поможет городу открыть новые предприятия.  Это создание так называемой восточной промышленной зоны в районе Копаева — большой территории, которая отвечает санитарно-защитным требованиям, где будет качественный транспортный трафик, коммунальная инфраструктура. А Торгово-промышленная палата предлагает инвесторам уникальную услугу — сопровождение инвестиций от начала и до конца.

— То есть инвестор обращается к вам…
— …и дальше для него работает Торгово-промышленная палата. Мы подбираем свободные участки земли для строительства или существующие промышленные корпуса, организуем и сопровождаем заключение договоров, решаем вопросы с местными административными структурами, с энергогенерирующими организациями и поставщиками коммунальных услуг, определяемся с рабочей силой, то есть сопровождаем инвестиционный проект вплоть до запуска производства.

Мы, находясь в Рыбинске и имея возможность привлечь нужных специалистов, сделаем это гораздо эффективнее. Например, при наборе штата нового предприятия мы всегда можем поинтересоваться у того же НПО «Сатурн» или ОАО «Раскат», кого и когда они намерены в ближайшее время сократить. В результате работники мягко перейдут с одного производства на другое, и никто не пострадает.

— Не излишне оптимистично?
— Я категорично заявляю — интерес к нашему городу есть. Оптимизм вселяют и General Electric, и Prysmian. Сейчас мы готовим большое соглашение с Московской ТПП. Программу расселения столичной промышленности никто не отменял, более того, Сергей Собянин ее активизировал. А в Москве осталось на удивление много предприятий, которые обязаны искать новое «место жительства». По соглашению все они будут обращаться к нам со своими заявками. А мы  уже определим, смогут ли они разместить свои предприятия на территории Рыбинска.

Я разговаривал с некоторыми московскими руководителями. Сейчас они рассуждают так: в Калуге хорошо, упрощенное законодательство, «единое окно», все вопросы быстро решаются. Но когда задаешь вопрос: а кто работать у вас будет? — начинают сомневаться.

Уже сейчас у нас есть заказы на подбор площадок для будущего производства. В Рыбинскую ТПП обратилась итальянская компания — одна из крупнейших европейских производителей клееного бруса. У них две площадки — во Владимире и в Брянске, и они намерены их объединить на одной территории. Мы уже ведем переговоры с местными собственниками земли, рассматриваем существующие производственные корпуса.

Итальянцы намерены запустить крупное деревообрабатывающее предприятие в Рыбинске уже в этом году. Значит, появятся новые рабочие места, увеличится налоговая база, отчисления в городской бюджет. А теперь смотрите, что произойдет дальше. У деревообрабатывающего производства большие отходы — древесная стружка.

Мы предлагаем открыть в Рыбинске высокоэффективное предприятие по производству древесно-стружечных плит. Прибыльное априори, поскольку в цене таких плит самая большая составляющая — перевозка дешевого сырья. И у нас работает деревообрабатывающий завод, а его отходы перерабатывает соседнее предприятие — всем хорошо.

Вот я озвучил эту идею, надеюсь найти отклик в среде местных бизнесменов. Я не шучу. Уверен, что среди рыбинцев будут желающие инвестировать прибыльный бизнес.

Еще один наш заказ более сложный. Это металлургическое производство. Заказчики уже приняли решение и ждут, когда Рыбинск определится с копаевской промышленной зоной.

— Чем же вы их смогли убедить?
— Во-первых, для них гарантирован рынок сбыта готовой продукции — соответствующие потребители есть в Рыбинске и соседних районах. Во-вторых, у нас прекрасный транспортный узел.

Сегодня производители везут сырье сложными и долгими дорогами, а я им нарисовал водный путь до Рыбинска и получил заключение нашего порта о том, что он готов принимать грузы и обеспечивать их сохранность. Для производителя все это — колоссальная экономия, которая становится решающим аргументом при принятии решения о размещении нового производства.

— Да, размах солидный. Как-то привыкли мы, что ТПП занимается выставками, семинарами…
— Не без этого. Мы же хотим быть полезными местным производителям в продвижении их продукции за пределы региона. И в этом свое плечо нам подставляет вся сеть ТПП России — виртуальные выставки, личные контакты.

Я считаю, что это будет очень полезная система, если к ней грамотно подойти. Не для галочки, а с контролем, обратной связью, презентациями, личным выездом. Кто, например, знает, что в Рыбинске существует уникальное производство по выращиванию искусственных сапфиров.

Таких предприятий в Росси всего три и шесть во всем мире. То, что наши производители вышли на промышленный уровень, это, наверное, одно из чудес российской экономики. Естественно, развитие идет тяжело, надо входить в крупный рынок, значит, надо привлечь внимание к этому предприятию. Тут мы поможем.

Кстати, на своем опыте неоднократно убеждался, что личные контакты зачастую эффективнее интернет-рекламы. Недавно был в ТПП Гомеля, и неофициальное общение закончилось тем, что из Гомеля приехали заключать договор, правда, пока не в Рыбинск, а в Сергиев Посад. И уже подписали контракт на поставку материалов в Беларусь. Случайно вышло, как побочный эффект, но это доказывает, что личное общение никто не отменял.

— Если не брать во внимание случайные связи, как вы определяете, что нужно местным производителям?
— Планируем встретиться со всеми руководителями крупного бизнеса Рыбинска, выяснить, чем может помочь Торгово-промышленная палата. Конечно, в продвижении продукции, но уверен, что это не единственное направление. Например, в сложном положении оказался банковский рынок. С одной стороны, финансовые услуги представлены во всем своем многообразии, с другой, мало конкретной информации.

Зачастую разобраться можно только из детального общения непосредственно с банкирами.
По себе знаю, что директора не всегда успевают анализировать скудную банковскую информацию, не говоря уже о поисках новых банков. А у нас эта информация есть.

Сейчас мы готовим развернутую справку по услугам всех банков, представленных в нашем регионе. И мы можем помочь предприятию выбрать банк, который ему подходит более других. При этом мы готовы участвовать в сопровождении договоренностей между предприятиями и банками до подписания договоров.

Я часто возвращаюсь к тому, как бы я сам, будучи директором, к этому относился. Я был бы рад, если ТПП выступила бы посредником. В подтверждение этому скажу, что я уже услышал слова благодарности за то, что рекомендовал предприятиям наиболее выгодные для них банковские услуги.

— Эта сфера деятельности ТПП, очевидно, вызовет интерес и малого бизнеса.
— Безусловно. И для этой категории у нас есть масса предложений. Как вариант — объединение предпринимателей в гильдии. Это может дать массу преимуществ. Например, подмосковные парикмахеры объединились и выгодно закупают оптом материалы.

Больная тема, с которой мы уже столкнулись, это отсутствие статистики. Например, никто не интересуется, как живут предприниматели, получившие деньги в Центре занятости по программе социальной поддержки.

Мы поставили себе задачу поднять всю информацию и выяснить, что в бизнесе получилось, что осталось нереализованным, проанализировать проблемы, помочь стать успешными.

Хотим создать в Рыбинске на базе ТПП единый центр, где предприниматели смогут получить весь спектр консультаций: от юридической поддержки при регистрации до сопровождения в заключении договоров и получении разрешений и лицензий. Палата для этого идеально подходит, и мы сделаем это обязательно.

— Что, за ручку водить будете?
— Ни в коем случае. Мы видим другие задачи. Например, научить вести строительство по правилам, определенным российским законодательством. Как это ни парадоксально звучит, но зачастую у предпринимателя хватает образования на ведение своего бизнеса, но не хватает знаний на его развитие. Эти провалы мы готовы восполнить.

Но первое, что собирается сделать ТПП, это встретиться с рыбинскими предпринимателями и выяснить, какая помощь нужна им в первую очередь: юридическая поддержка, консультации специалистов, вопросы регистрации и получения разрешений. Планируем собрать конференцию малого бизнеса осенью.

 — Можно предположить, что предприниматели будут жаловаться на высокие налоги, административные барьеры…
— Пусть жалуются. Они ждут от Палаты помощь во взаимодействии с административными структурами? Будем разбираться в каждом конкретном случае.  Но водить по кабинетам, конечно, не станем.

Научим, направим, подскажем, в конце концов, дадим список организаций для согласований. Некоторые торгово-промышленные палаты пытаются создать для предпринимателей аналог «единого окна». Но я считаю, что это функция администрации, работа департаментов.

В ряде крупных городов уже построены или строятся большие здания, где будут располагаться департаменты, кадастровые службы, землеустроители, нотариусы, юристы, органы госрегистрации. Даже не «единое окно», а «единая дверь».

Наверное, для предпринимателей этих городов будет удобно, когда все заинтересованные службы собраны в одном месте. В Рыбинске, думаю, нет такой необходимости — все службы расположены в пределах центра города. Другой вопрос — с чего начать, чтобы зря не тратить время. В этом мы поможем.

 — Бизнес, предприниматели… Для общества у ТПП есть интересные проекты?
— Безусловно. Я, кроме всего прочего, депутат Рыбинского Совета и хорошо знаю проблемы населения. Одна из «болевых точек», а может, самая больная — это коммунальная реформа, в которой мало кто разбирается.

Люди в большинстве своем вообще ничего не знают, управляющие компании не видят целесообразность повышать юридическую грамотность населения, но и без домоуправов не обойтись. Их можно ругать, менять, но альтернатива одна — создание ТСЖ.

Как организовать товарищество собственников жилья, чтобы это было выгодно собственникам квартир? В Рыбинске были случаи, когда после создания ТСЖ платежи населения вырастали в два и три раза только потому, что договоры от имени товарищества были заключены безграмотно.

Мы намерены запустить программу поддержки и консультирования ТСЖ, организовать обучение старших по домам, пригласить хороших юристов и учить, как создавать и как жить в условиях ТСЖ. По сути, мы будем учить людей грамотно и самостоятельно заниматься своей судьбой.

— И кто за это будет платить?
— А кто должен платить за свое обучение, за консультирование, за лоббирование интересов? Конечно, заказчик. Не думаю, что оплата нашей работы станет непосильной даже для населения. По крайней мере, уже есть желающие за свой счет обучать старших по домам.

Собственно, все услуги ТПП платные. И я намерен их объем увеличить до размера, который соответствует моим ожиданиям. А с учетом того, что я пришел из большого бизнеса, где оплата труда директоров, соответствующая объемам производства, ожидаю я немалого. Объемы работы и, соответственно, доходов Рыбинской торгово-промышленной палаты я намерен довести до сопоставимых с крупным бизнесом.

Поверьте, это возможно. Я не зря потратил первый месяц после назначения президентом. Изучил не только историю создания, застоя и расцвета этой организации в масштабах России. Я познакомился со многими палатами нашего государства, с опытом зарубежных структур. Лучшее намерен применить в Рыбинске.

— Да, с амбициями у вас все в порядке.
— Просто я собираюсь сделать ТПП делом своего обозримого будущего. Азарт и личный интерес — обязательное условие процветания. Ставлю себе задачу — в ближайшие два-три года увеличить промышленный потенциал Рыбинска в три раза. Когда товарооборот города будет 100-120 миллиардов рублей, никакие областные дотации нам не понадобятся. И городской бюджет 9 миллиардов уже не будет казаться недостижимой целью.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме