«Есть реализм Шишкина, а есть — Ван Гога. У нас тоже свой реализм», — ярославские художники Владимир и Наталья Бутусовы так отрекомендовали свой метод на открытии совместной выставки в музее-заповеднике.
Реализм Бутусовых — это воплощенные в краске предания старины седой: русские святые и герои языческих мифов, небесные дальние дали и огромные таинственные валуны.
Таинственные — пожалуй, ключевое слово для описания сюжетов картин с выставки «Сказания о земле русской». Будь то Сергий Радонежский, появляющийся среди шелеста ростовской листвы, князь Тугарин-Закедье, взвившийся над облаками на ковре-самолете, или бездонная бездна в звездной крупе. Тяга к загадочному и непостижимому у Владимира Бутусова, по его собственному признанию, с самого детства.
Еще в школьные годы он увлекся астрономией и как-то незаметно проникся интересом к вековому прошлому родной земли.
Одними из излюбленных героев ярославских художников являются свидетели ледникового периода — камни-великаны. Они играют фантастическими красками: лиловый, изумрудный, кобальт, бирюза.
— Огромные валуны издревле были предметом внимания людей, в языческие времена они считались священными, но прошло много времени, и люди о них забыли. В редких книгах есть упоминания, что по всей области было разбросано семь так называемых синих камней. Мы сумели отыскать все. Это и знаменитый синий камень у Плещеева озера под Переславлем. Под Рыбинском, в районе Глебово, есть свой камень — Захаринский валун. С каждым связаны легенды, мы их пытаемся отобразить в картинах, — художник с седой бородкой может рассказывать о них бесконечно. Поискам камней по Ярославской, Костромской, Владимирской и Тверской областям творческая пара посвятила дюжину лет. И не меньше — путаным маршрутам по книгам краеведов, произведениям русских писателей.
С доисторическими валунами у них связано множество воспоминаний.
— Мы ехали на машине из Данилова в Пошехонье и увидели огромный валун у дороги, — загадочно начинает Владимир Алексеевич. — Остановились. Осматриваем, фотографируем. Из леса выходит лесник: «Чем это вы тут занимаетесь?» И неожиданно он поведал историю: мол, в старину видели, как русалка сидела на этом самом камне и расчесывала волосы рыбьим гребнем. Это не просто красоту она наводила — так она освобождала свою силу. Вот вам готовый образ для картины! А в качестве натуры я посадил свою студентку.
Его супруга, Наталья Николаевна, подчеркивает, что натурные зарисовки лежат в основе абсолютно всех сюжетов, даже самых сказочных. Она указывает на картину «Терем Святогора». По легенде сын ростовского купца, семиметровый великан, жил более двух тысяч лет назад. И поставил он на реке Улейме терем — красоты неземной. На картине тонко прорисованы рубленые стены и башни — их художница придумала, а вот весь окружающий пейзаж с мягкими холмами и звонкой речкой запечатлела с натуры.
Камень-следовик — еще один герой картины. На нем словно отпечатались следы зверей и птиц. Считалось, что вода из таких «божьих следков» обладает целебной силой. В XIX веке, а кое-где и в наши дни этнографы наблюдали ритуалы, во время которых местные жители приносили к ним дары: лепешки, яйца, шерсть, деньги. Это и запечатлел живописец.
В центре других сюжетов — купцы земли ярославской. Вот, например, в красных кафтанах привезли они к царскому столу красавицу-стерлядь размером с рослого крокодила. Но самое удивительное, что это опять-таки не сказка и не выдумки художника. Описание рыбьего рекордсмена обнаружено в историческом источнике.
Реальность и легенды в картинах Бутусовых сплетаются самым тесным и непредсказуемым образом. Знакомые места авторы видят иными глазами. Глазами кудесников. Или нет?
— Мы смотрим на историю глазами современника, древние события преломляются в нашем сознании, — поясняет живописец. — Изображение исторических, легендарных событий способом простой иллюстрации дает маловыразительные вещи. Поэтому поиски формы — наиболее сложная задача для нас. Древнерусские иконы и фрески, Врубель, Рерих, Борисов-Мусатов — избежать их влияния было невозможно.
Реализм Бутусовых с каждой выставкой обрастает новыми поклонниками. Коллега по живописному цеху рыбинский художник Евгений Лимарев подарил авторам чистый холст — с пожеланиями и впредь удивлять своим творчеством.