Власти начали готовить граждан к новому повышению тарифов. Больше всего в следующем году могут вырасти платежи за газ — на 15 %. А от них вплотную зависят и цены на коммуналку- тепло, электричество
С 2012 по 2014 год цена «голубого топлива» подскочит на 45%. И это минимальная планка. Больнее всего повышение, конечно, ударит по кошельку граждан, живущих в частном секторе, там, где на газе не только готовят, но еще и отапливают дома.
Причем надо сказать, что цены на газ растут несколько лет подряд. В 2008 году они подскочили на 25%, в 2009-м — больше чем на 27%, в прошлом — на 20%. И на 15% — в этом году.
А вот как это все отражается в семейном бюджете. Жители Воронежской деревни рассказали корреспонденту: в 2008 году, когда в село провели газ, тысяча кубов стоила 2020 рублей, на конец 2010 года — 3040 рублей, а сейчас — 3510 рублей. Зимой этого года за отопление деревенского дома площадью 50 кв. метров семья платила от 1500 до 2200 рублей в месяц. При этом газовые тарифы на протяжении последних трех лет повышают не одномоментно, а в два этапа: на 5% — с 1 января и еще на 9,5% — с 1 апреля. Так что «зимний» тариф был ниже нынешнего.
Почему тарифы растут с такой скоростью, обычному гражданину понять сложно. Их повышение намного опережает инфляцию и, уж конечно, никак не привязано к росту доходов населения. Так, рост потребительских цен в этом году запланирован на уровне 6,5-7,5%. А реальные располагаемые доходы населения (то есть с учетом инфляции) начиная с января вообще снижаются, в мае они были на 7 % ниже, чем год назад.
По расчетам аналитиков компании «ФинЭкспертиза», стоимость коммунальных услуг в Москве за пять лет поднялась на 141 %. Это ускорение в 3,5 раза выше, чем темпы роста доходов, и в 2,2 раза обогнало инфляцию. Схожая картина — в большинстве регионов. Рост цен на услуги ЖКХ был соизмерим с ростом благосостояния граждан лишь в 5 регионах. И в конечном итоге от газовых тарифов страдают и городские жители.
При этом правительство, напомним, устанавливает потолок для так называемых оптовых цен на газ. В них входят затраты на добычу и доставку газа по магистральным газопроводам. А потом, уже на региональном уровне, к ним «довешиваются» еще платежи за доставку топлива по газораспределительным сетям в регионе, за снабженческо-сбытовые услуги. Так что по факту итоговая сумма в платежке нередко растет больше, чем объявляют федеральные власти.
И в каждом регионе — по-своему. Кроме того, региональные власти могут устанавливать разную плату за газ, который идет на приготовление пищи и на отопление, вводить льготы для отдельных категорий населения.
Чиновники объясняют, что повышение цен на газ вызвано несколькими причинами. Во-первых, нам надо научиться экономить природные ресурсы, как это делается во всех развитых странах. Во-вторых, действующие месторождения газа постепенно «выходят из строя», надо осваивать новые залежи. А это дорого. Кроме того, необходимо вкладывать средства в прокладку трубопроводов, их ремонт. И потому еще в 2007 году было принято решение постепенно подтянуть внутренние цены на газ к внешним, то есть сделать их равнодоходными.
Сейчас они отличаются в несколько раз. Раньше планировалось, что внешние и внутренние цены для промышленных предприятий сравняются к 2015 году, а для населения этот переход должен занять больше времени. Эксперты, правда, говорят, что к намеченному сроку равнодоходности мы не достигнем. Но, судя по всему, и отказываться от нее не собираемся.
Спорить с такими планами вроде бы сложно. Задачи-то поставлены верные, слова сказаны правильные. Но многие независимые эксперты замечают: инвестиционные планы компаний, хотя и важны для экономики в целом, к платежам конкретных граждан, по логике, отношения иметь не должны. Тариф — это плата за оказанную услугу, а не «взносы» на развитие бизнеса. Он и без того получает рекордные прибыли, вот их пусть и тратит на освоение, расширение, развитие.
Теперь что касается энергоэффективности. Народ с повышением цен действительно начал экономить. Городские жители массово устанавливают счетчики и следят за их показателями. Наши воронежские знакомые, к примеру, за последние два года подремонтировали дом — утеплили и как следует подогнали двери, перестелили полы, заменили старые окна в деревянных рамах на стеклопакеты.
В общей сложности семья потратила на все это примерно 60 тысяч рублей. Эффект есть. Но теперь «лимит» утепления исчерпан, а потолок повышения цен — нет.
Тем временем:
Одновременно с тарифами на газ вырастут платежи за электроэнергию и тепло. Киловатт в следующем году может подорожать с 1 января на 5 процентов, с 1 апреля — на 6,5 процента. Тарифы на тепло повысятся тоже в два этапа — на 8 и на 3 процента.
Разбор тарифов
Евсей Гурвич, руководитель экономической экспертной группы:
— Безусловно, чем выше цены, тем более рационально используется газ. Сейчас в нашей стране вся энергия расходуется очень расточительно. Ее затраты на единицу ВВП у нас в 2,5-3 раза выше, чем в ведущих странах.
Если такая ситуация будет сохраняться, мы по-прежнему будем отставать по конкурентоспособности, медленнее будет расти производство, а соответственно, и доходы граждан. То, что цены на газ внутри страны остаются сравнительно низкими по сравнению с экспортными, с экономической точки зрения не совсем нормально, потому что создает условия для нерационального потребления.
Но есть и другая сторона дела. Кто получает дополнительные доходы от повышения цен на газ? Производитель газа. У добывающего сектора изымается примерно только треть природной ренты. Хотя ее собственником является общество. Было бы логично, если бы оно и получало большую часть этой ренты в виде платежей в бюджет. Именно так, кстати, происходит в нефтяном секторе, где изымается почти 90 процентов ренты.
И если бы одновременно с повышением цен на газ повышались налоги в этом секторе, это дало бы возможность увеличивать доходы населения (за счет повышения пенсий, зарплат в бюджетной сфере, необлагаемой части подоходного налога), а также снижать налоги на бизнес. Таким образом, повышение цен на газ компенсировалось бы и населению, и промышленности. Сейчас такой возможности нет, потому что выгоды от повышения внутренних цен уходят газовикам.
Важно также не только, с какой скоростью растут цены, но и достигает ли это объявленной цели по повышению энергоэффективности. Сейчас в этом есть сомнения. Необходимо активно проводить программы по энергосбережению.
Высокие цены подталкивают граждан к тому, чтобы устанавливать счетчики и регулировать потребление газа. А государство должно стимулировать их установку, строительство энергосберегающих домов, тепловую изоляцию школ и больниц. Что опять упирается в отсутствие дополнительных средств.
Другое направление — повышение эффективности нашей газовой отрасли. В секторе транспортировки газа нужно сделать более прозрачным формирование тарифов, поставить их под больший контроль. Сейчас они, боюсь, непрозрачны даже для правительства.
Опубликовано в РГ (Неделя)
№ 5522 от 7 июля 2011 г.