Мы ежедневно пользуемся лифтом и настолько привыкли к этому благу цивилизации, что любая его остановка становится кошмаром. Однако, большинство волнуется, работает ли он, и уж в последнюю очередь, кто его обслуживает. А зря…
Не секрет, что лифт — опасный технический объект. Каждый раз, заходя в кабину, мы в той или иной степени рискуем своей жизнью, ведь она оказывается в полной зависимости от качества работы специалистов, следящих за состоянием лифта.
Поэтому возникает повод задуматься, кто обслуживает рыбинские подъемники и какие цели при этом преследует?
«Игроки»
На сегодняшний момент в городе ведут свою деятельность три лифтовые компании.
МУП «Рыбинсклифт» было создано 30 лет назад. Все это время оно обслуживало более половины лифтов в городе. В прошлом году по решению администрации предприятие акционировалось, на его базе сформировано ООО «Рыбинсклифт».
«Произошла смена формы собственности, не более того. Мы сохранили всех специалистов и расширили клиентскую базу, сотрудничаем со всеми УК, кроме ОАО «УК». Часть домов перешла с нами на прямые договоры. Так наши отношения стали еще более прозрачными», — сказал директор предприятия Сергей Маслов.
Две другие компании — ООО «Лифтсервис» и ООО «Стройлифтсервис» — возглавляет один и тот же человек — Алексей Малинкин. Сидит, как говорят, на двух стульях сразу. Впрочем, чтобы понять, как он там оказался, требуется совершить экскурс в прошлое.
В 90-е годы подразделение моторостроительного завода, занимавшееся обслуживанием лифтов в построенных предприятием домах, было расформировано, вместо него создано частное предприятие ООО «Лифтсервис», которое стало заниматься тем же самым, но его деятельность перешла в разряд частного бизнеса. Алексей Малинкин был одним из учредителей новоиспеченной фирмы. Они не просто открыли ее, а зарегистрировали… при обществе инвалидов в Тутаеве. Такое практикуется обычно, чтобы получить приличные налоговые льготы.
И этот случай не стал исключением. Только вот стоимость обслуживания вряд ли можно было назвать льготной, что позволяло зарабатывать неплохую маржу. Так продолжалось до того времени, пока предприятие (в то время «Рыбинские моторы») не решило полностью передать свой жилой фонд городу.
Для его управления и обслуживания была организована первая в городе частная УК — ООО «ЖКУ», директором которой был назначен Владимир Догадин, который, кстати, находился в числе учредителей ООО «Лифтсервис». Вскоре Догадин вышел из состава учредителей лифтовой фирмы, и Малинкин стал ее полновластным хозяином. Имея льготы по налогам, он выставлял родной УК, отдавшей ему в обслуживание свой жилой фонд, счета по «полной программе». На этом приятельские отношения закончились, но сора из избы предпочитали не выносить.
В 2009 году на рынок городского ЖКХ вышло ОАО «УК». Заручившись поддержкой собственников (как — остается только догадываться), она забрала себе в управление большую часть домов ООО «ЖКУ». Руководителю ОАО «УК» Алексею Палянице очень не понравилось платить немалые деньги за обслуживание лифтов и тем более переплачивать.
И Малинкину была предложена новая схема: создать на фондах ОАО «УК» филиал ООО «Лифт-сервис». Это означало, что он должен был сдать свою технику, специалистов, оборудование в аренду и при этом довольствоваться директорской зарплатой и средствами от аренды. Деньги, собранные с населения по строке «обслуживание лифтов», оставались в УК.
Малинкин согласился, думается, и выбора-то у него другого не было. Позднее была создана еще одна лифтовая компания «Стройлифтсервис». У Малинкина забрали в нее оставшихся на других домах людей, оборудование и технику и при этом вновь поставили его директором. Не пешка ли он в чужой игре?
Без вины виноватые?
В середине мая от услуг «Лифтсервиса» отказались жители части домов на Плеханова, Черкасова, Моторостроителей. Решение перейти на обслуживание в «Рыбинсклифт» жильцами было принято не случайно. Как говорится, накипело. Гиря дошла до полу.
Увидев лифты, которые обслуживал «Лифтсервис», специалисты ООО «Рыбинсклифт» были в шоке. Из 51 лифта все, кроме четырех, установленных два года назад на средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, получили большое количество замечаний.
С результатами актов обследования руководство ООО «Рыбинсклифт» сразу обратилось в УВД и прокуратуру по вопросу доведения опасного объекта до состояния, угрожающего жизни и здоровью людей. Новой обслуживающей организации должны были передать всю имеющуюся техническую документацию: техпаспорта, акты полного и периодического обследования лифтов. Но Малинкин отказался это сделать.
На сегодняшний день сотрудниками УВД техническая документация изъята. «Специальных отметок о ремонтах мы там не обнаружили, — рассказывает Сергей Маслов. — Из чего можно в принципе сделать вывод, что деньги по строке «Капитальный и восстановительный ремонт лифтов» только собирались все эти годы, но не вкладывались в нужном объеме».
По предписанию прокуратуры была сделана выездная проверка Ростехнадзора. Актами обследования механического и электрического оборудования подтверждено, что лифты по адресам: ул. Моторостроителей, 2 (1 и 2 подъезды), ул. Моторостроителей, 3 (1 и 2 подъезды) «находятся в состоянии, не допускающем их дальнейшую безопасную эксплуатацию».
Согласно предписанию Ростехнадзора предлагалось вывести лифты из эксплуатации до устранения нарушений. Но руководство ООО «Рыбинсклифт» и УК «ЖКУ» взяли на себя расходы по ремонту, чтобы без ущерба для жильцов реанимировать лифты и привести их в безопасное состояние. В Москве заказано необходимое оборудование, на сегодня сделано уже больше половины ремонта.
Правда, что удивительно, специалист Ростехнадзора определил виновным в аварийном состоянии лифтов… Сергея Маслова, хотя его фирма отработала на этом фонде всего-то 1,5 месяца. А вот с «Лифтсервиса», годами «обслуживающего» эти лифты, оказалось взятки гладки. Интересно, что эксперт Ростехнадзора, сделавший такое «сенсационное» заключение, «телеграфировал» своему руководству в областной центр, что в Рыбинске все спокойно и нарушений не выявлено. С чего бы это?
На сегодняшний момент прокуратурой дело не закрыто. Прокурорские работники сочли необходимым провести дополнительную проверку технической и финансовой документации ООО «Лифтсервис», чтобы определить, вкладывались ли средства населения в ремонт в требуемом объеме. Ведь порой УК создают компанию, чтобы собранные с населения деньги аккумулировались в ней, а расходовались по минимуму. Есть вопросы и к сотруднику Ростехнадзора.
* * *
Так уж повелось в нашем ЖКХ, что в любой коммунальной беде крайними остаются жители. И что самое обидное — регулярно оплачивающие свои счета. Так почему же большинство из нас безразлично относится к выбору УК и обслуживающих организаций? Стоит все же обращать внимание, как дела с тем же лифтом обстоят в соседнем доме, районе. Навести справки, а может, и сходить посмотреть. Чтобы не было поздно, и в ответ на вопрос: почему произошла трагедия, мы опять не оправдывались: «Мы же платили».