Первого сентября по благословению бывшего архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла в Рыбинске открылась православная гимназия.
Явление для города ожидаемое и беспрецедентное одновременно. Ведь отсутствие в крупном городе такого учебного заведения — явный пробел. Особенно когда православные гимназии в Переславле, Ростове, Ярославле и Тутаеве уже преодолели 5- и 10-летний рубежи.
Да и мысли о создании духовного образовательного учреждения в городе озвучивались неоднократно. Но только с приходом в Рыбинск нового владыки идея стала реальностью, хотя проблем и вопросов еще на год с лишним.
Об этом с епископом Рыбинским Вениамином — настоятелем Спасо-Преображенского собора и учредителем Рыбинской православной гимназии — зашел наш разговор
— Владыка Вениамин, еще год назад вы назвали одним из главных направлений работы сотрудничество с детсадами и школами. Что было сделано за это время?
— Поскольку в текущем году наша область вступила в эксперимент по введению предмета «Основы православной культуры», то мы много внимания уделяли данному вопросу. Не скажу, что в полной мере удалось всего достичь, но считаю, что большой процент наших учеников с православной культурой знакомы.
— Как вы подошли к открытию гимназии в Рыбинске?
— Вопрос назревал давно — и среди учителей, и среди родителей. Поводом послужил план реорганизации рыбинских школ. Он позволил освободить помещения некоторых учебных заведений. Администрация города предложила нам бывшее здание вечерней школы. Правда, когда мы начали беседовать с родителями, мнения разделились. Многие отнеслись к идее с осторожностью. Возможно, здесь есть и наша вина — мы подошли к вопросу слишком поздно — в середине лета, когда многие уже определились с местом учебы. Но в начале любого дела всегда есть риск.
— В чем отличие православной гимназии от средней школы? Только ли в наборе предметов?
— Гимназия называется православной, потому что в основу заложены православные традиции, православная культура и не обязательно в большом объеме «Закон Божий». Сам образ жизни предполагает, что дети, которые к нам придут, и в гимназии, и дома должны придерживаться православных ценностей. Поэтому мы принимаем детей, в чьих семьях эти традиции поддерживают. Поймите, для ребенка плохо, когда в школе говорят одно, а дома — другое. В остальном — те же экзамены, ЕГЭ, поступление в высшие светские и духовные учебные заведения.
— Почему вы пока остановились на начальной школе?
— Во-первых, в этом возрасте идет становление ребенка, во-вторых, наполняемость в параллелях небольшая, а учителя должны иметь свою ставку. И в данный момент мы не можем предоставить им те же условия, что и в обычной школе. К примеру, если берем пятый класс, — нужны педагоги-предметники. И потом детей, которые приходят к нам с первого или третьего класса, еще можно воспитать. Если мы их принимаем сразу в восьмой или десятый, возможностей им помочь намного меньше.
В принципе, можно было идти и другим путем, как в поселке Семибратово. Там гимназией назвали детский дом, но учили всего один класс — вели его до 11-го, зато в полной мере обеспечивали воспитательный и учебный процесс. Если бы у нас был готов коллектив учителей — человек 40 — тогда другое дело.
— Кто будет преподавать в рыбинской гимназии? Изучение каких предметов, кроме общеобразовательных, вы запланировали?
— Мы пригласили опытных педагогов. Общеобразовательные предметы будут вести учителя начальных классов из разных школ города. Науки, связанные с православием, — священнослужители. Для организации досуга мы привлекаем педагогов дополнительного образования. Некоторые родители предлагают свои услуги по ведению кружков. А что касается предметов, то, кроме общеобразовательных, ребята будут изучать либо «Основы православия», либо «Закон божий». Планируются уроки церковного пения, изостудия. Для мальчишек, конечно, спорт. В соответствии с новым федеральным государственным стандартом начального образования в первых классах внеурочная деятельность будет организована по всем предложенным направлениям развития личности.
— Исключение из православной гимназии возможно?
— Конечно. Если ребенок обещает и не делает, то как? Во-первых, мы заключаем договор с родителями, где отражены основания отчисления обучающегося из гимназии, во-вторых, будем убеждать. Если ребенку самому тяжело исполнять правила гимназии… Исключения есть везде.
— Любое учебное заведение — это не только учебный процесс, это еще и большая часть хозяйственных расходов — зарплаты учителям, затраты на литературу. Кто это финансирует?
— Работу учителей-предметников оплачивает муниципалитет, как и в обычной школе. Учредителем гимназии является Спасо-Преображенский собор. Какую-то часть возьмем на себя мы, думаю, найдутся неравнодушные люди, которые смогут помочь.
— Сегодня в России работает не больше 60 православных гимназий. Это не так много. Как вы считаете, почему?
— Это дело непростое и затратное, если организовывать на серьезном уровне. Не каждый приход и не каждая епархия может позволить себе несколько таких учебных заведений.
— Тем не менее, в Ярославской области православных гимназий много — Ростов, Тутаев, Переславль… Вы успели познакомиться с их опытом?
— Мы общались с руководителями. Все помогают, ни в чем не отказывают. Я был какое-то время директором Тутаевской гимназии, сейчас являюсь ее духовником, то есть весь процесс становления проходил на моих глазах. Плотно контактируем с директором Ярославской губернской гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова. Там уже пройден этап становления, есть опыт. Поэтому и мы надеемся на лучшее, ведь Рыбинск имеет достаточно квалифицированные кадры. Я опираюсь на воскресные школы, они у наших приходов сильные.
— Обучение будет платным?
— Мы остановились на стоимости 500 рублей в месяц. Для детей из многодетных и малообеспеченных семей — 300 рублей. Конечно, если человек захочет внести большие средства, то пусть это будет благотворительностью.
— Сегодня в любом образовательном учреждении составляется портрет выпускника. Каким вы видите выпускника Рыбинской православной гимназии?
— Гражданин России в первую очередь. Мы стремимся сделать все, чтобы он воспринял жизнь не знаниями, а опытом.
— И последнее — с какими еще проблемами вы столкнулись и какие требуют решения?
— Трудно говорить о проблемах, потому что это и вопрос регистрации, и помещения. Если в мае мы надеялись, что «войдем» 1 сентября в вечернюю школу, то по независящим от нас причинам учебный процесс начался на базе СОШ №6. Но я благодарен, что руководство города, департамент образования пошли нам навстречу. Ведь главное сейчас — учебный процесс. Нужно показать, что гимназия есть, тогда и помощь будет.
Евгения Мальцева