Темы 14 сентября 2011 12:52

Сергей Иванченко: «Вокруг меня все должно быть вкусно и красиво»

Сфера услуг, общепит, ресторанный бизнес, организация питания — как еще можно назвать дело, которым занимается рыбинец Сергей Иванченко? Впрочем, когда дело становится образом жизни, трудно обозначить его точно и одним словом. «Вокруг меня все должно быть вкусно и красиво», — говорит Сергей. Еще он говорит: «Я люблю красное и ясное». И еще: «Мы все декораторы, просто некоторые декорируют свою жизнь грязью»

Сергей окружает себя красивыми мелочами, или, как он сам говорит, «фенечками». Подобранные на свалках и отреставрированные картины советских времен, отчищенные до бронзового блеска канделябры, винтажные светильники из старых самоваров. Барная стойка — старинный буфет, вывезенный из Мологи, красная штукатурка, размазанная по стенам руками…
— Своими, своими, — смеется Сергей, — я сам себе дизайнер, декоратор и исполнитель в одном флаконе.
В детстве Сергей играл в ресторан. Собирал друзей, усаживал на низкие стулья, «накрывал» высокий табурет, заводил «патефон», резал «салаты».
— Мы все рождаемся с профессией, нет? — спрашивает у меня Сергей.
— Нет, просто есть счастливые люди, которым удалось совместить мечты с реальностью.
— Есть несчастные, которых перепрофилировали. За них решили. А за меня никто не решал. Я благодарен маме, она мне показала, чего мне точно не надо в жизни. По ее настоянию я окончил авиационный техникум. До этого метался, а тут четко понял — не надо! И пошел в общественное питание. Затем учился в торговом техникуме, работал официантом, администратором, заведующим производством. Уже потом как вынужденный выход из неплатежей создал свой бизнес — семью надо было кормить каждый день, а деньги платили раз в полгода. Начал с маленькой «забегаловки», затем было кафе «Ностальжи», ресторан «Рыбинск», «Бархат».
Сейчас Сергей — директор МУП «ТД «На Сенной» — предприятия, которое организует питание для всех школ Рыбинска. В стандарты руководителя-муниципала он вписывается плохо: ни тебе костюма-галстука, ни осторожных выверенных ответов. Ему все равно, кого кормить: малообеспеченных детей или крутых бизнесменов, ветеранов войны или президентов. Кстати, из числа первых лиц государства Иванченко может похвастаться многими. В свое время он объездил полмира и всю страну с правительственными делегациями. Но еда должна быть для всех вкусной и натуральной!
Вот с этим-то принципом последний год у Иванченко проблемы. А может, проблемы не у него, а у тех, кто отвечает за выпуск продуктов для детского питания.
— Ровно год назад, в августе 2010-го, я испытал настоящий ужас! — вспоминает Сергей о начале своей муниципальной карьеры. — Свалка, где упала бомба, мусор разлетелся, и мне говорят: собери как-нибудь обратно.
Это про организацию школьного питания. Он «собирал» полгода, а затем МУП «ТД «На Сенной» стало лучшим предприятием Ярославской области среди тех, кто готовит пищу для общеобразовательных школ.
— Только вы обязательно скажите, что все это не благодаря исключительно мне, — говорит Иванченко. — Это наша работа, результат общих усилий замечательного коллектива предприятия и администрации Рыбинска. Если бы не поддержка чиновников, вряд ли нам удалось бы выйти «из грязи в князи».
Рыбинский департамент образования подтверждает: да, еще год назад в организации детского питания в городе была разруха, теперь — полный порядок. И рыбинское МУП «ТД «На Сенной» признано образцовым предприятием своей отрасли.
— Все, что связано с детьми, должно быть приготовлено по нормативам, — говорит Иванченко. — Не как я захотел, а как положено стандартом и утверждено Роспотребнадзором. Цикличное меню, разработанное технологами, макроэлементы, микроэлементы, ингредиенты… А на завтрак школьника выделяется всего 25 рублей. Это нереально — накормить ребенка на такие деньги вкусно и полезно. Мы для себя решили: пусть месяц, пусть два, но мы будем кормить детей правильной пищей. Пусть попробуют потом с хорошего перейти к плохому. И с января добились помощи города.
— Чем убедили?
— Тем, что ребенок всегда прав, и на его питании нельзя экономить. Конечно, проблема качественной еды не наша, а всей страны. Самое главное — мало хороших продуктов, а те, что есть, слишком дороги. Все ушли от ГОСТов к ТУ, когда внешний вид продукта, может, и нормальный, а внутри-то ничего нет. Поэтому мы сражаемся с сырьем, которое входит на предприятие, с сосисками, в которых нет мяса, с низкосортными продуктами.
— А чем вообще можно накормить на 25-30 рублей?
— Отлично и как положено согласно нормативам. Мы кормим натуральным мясом, свежими фруктами, овощами.
— Да ну!
— А я скажу, что мясо у нас не импортное и не заморозка. К нам каждый день привозят свежую говядину с фермы.
— И вкусно?
— Не знаю, это субъективное понятие. Еда для детей должна быть натуральной, а это не всегда вкусно. Объясню, почему. Очень вкусно у нас с вами, потому что мы в детстве ели кашу. А сейчас перестали варить каши, и зачастую ребенок, кроме сосисок, дома ничего не видит. Однажды мы сделали опрос среди школьников. Догадайтесь, что хотят есть дети? Сосиски! У нас есть один сосисочный день — понедельник, и то по техническим проблемам: в школах негде хранить продукты в субботу и воскресенье. Но мы завозим качественные сосиски из Москвы. В общем, сосиска должна быть натуральной и красивой даже после термообработки.
— Хорошо, мясо, овощи… Что еще?
— Приходите в любую школу, я вам меню покажу. Но рассказывать, какими методами добиваюсь, не буду.
— Почему?
— Не люблю вспоминать плохое. Вот, например, говорю одному начальнику: вам не стыдно за то, чем кормят детей? Он отвечает: «А мой ребенок в школе не ест». Так там ваша будущая невестка ест, она вам потом нарожает… А что он думает, невестка с Марса прилетит? Я считаю, что в городе должно быть одно социальное предприятие, которое занимается школами, больницами, детскими домами, комбинатами, садами, яслями. В этой сфере должна быть централизация. Тогда и качество продуктов легче отследить, и закупки при больших объемах будут дешевле. Будет один отдел кадров — это важно. Сегодня мы сталкиваемся с абсурдом. Я, например, выгнал повара из школы, а он в детский сад устроился и смеется надо мной. Глупо получается, сказка-неотвязка.
— За что вы работников увольняете?
— За грязь, за непорядочное отношение к своей работе. К счастью, случается это редко. Я не могу никого назвать вором, за руку не ловил. Но я смотрю: в одной школе все красиво и вкусно, в другой… Если у вас не получается, вы должны мне сказать, я пришлю технолога. Мы должны вместе работать. Если молчите — почему? Все равно? Я всех предупреждаю: если я кого-то поймаю за руку, куплю на экране у «Юбилейного» все эфирное время и размещу ваше изображение с подписью «накормит бесплатно, принесет домой сумку». Вам смешно, а у меня проблемы.
— Мне не смешно, просто я думаю — вам-то после кафе-ресторанов зачем это школьное питание нужно?
— Сам себе этот вопрос задаю каждый день. Сплошная нервотрепка, ответственность сумасшедшая. Наверное, это мне испытание, чтобы я себя уважать больше стал. Еще бабушку я там нашел.
— Бабушку?!
— Она работала на кухне уборщицей, ей 70 лет — очень интересная история. Раньше была женой какого-то высокопоставленного начальника. Потом он умер, деньги кончились, она оформила квартиру на родственников, и те ее выжили. Жила какое-то время в доме для престарелых. А потом заняла денег и купила комнату. Деньги три года отдавала. Представляете, это в 70 лет! Сейчас живет у меня на даче.
— И что делает?
— Она себе огородик разбила, у нас с ней цветы. Она поет песни. Я слушаю — и мне хорошо.
— Прямо пасторальная идиллия.
— Я люблю, когда меня окружают красивые вещи и хорошие люди. Самое большое счастье — это мое окружение. Я не хочу глупости, не хочу злорадства, не хочу зависти, не хочу, не хочу, не хочу… И от этого моего «не хочу» все у меня складывается.
— А чего вы хотите?
— Хочу быть не как все. Хочу слушать Шарля Азнавура и смотреть старые советские фильмы. Хочу организовать диетическое питание в школах. Сегодня всех детей кормят одинаково, и никто не учитывает, сколько у нас аллергиков, сколько — с желудочными заболеваниями. Я дал задание своим технологам разработать диетическое меню. И попросил директоров школ выделить детей, у которых есть проблемы со здоровьем. Знаете, что мне ответили? Это ваши проблемы. Нет, это проблемы наши и ваши — общие. Со мной спорить трудно.
— Вы конфликтный человек?
— Я категоричный человек. У меня нет золотой середины. Или плохо, или хорошо. Все четко знают, что я от них хочу. Не я к вам пришел домой, а вы пришли со мной работать. Если не знаете, спросите, я вас научу. Если не спрашиваете, значит, не хотите работать. Можете сами уволиться или меня уволить.
— Обычно так себя ведут люди, у которых есть «крыша», «спина».
— Я сам по себе. Мои документы — «усы, лапы и хвост».
— У вас есть четкий план действий?
— Никогда в жизни! Я иду — и вокруг меня должно быть вкусно и красиво. И люди должны улыбаться. Даже если все плохо, я сам себя успокаиваю: здесь подкрасим, подмажем, а здесь я попытаюсь полюбить. Я иду гулять по Рыбинску, дохожу до собора, слушаю бой часов, любуюсь цветочными клумбами, восхищаюсь красотой, затем — собой, что я умею восхищаться, и иду обратно. Город живет, когда в нем бьют часы и цветут цветы. Правда, в Рыбинске красиво?
…В Рыбинске красиво для тех, кто умеет эту красоту видеть и ценить. Сергей Иванченко умеет. Как умеет любить свой коллектив («со мной работают замечательные люди!»), заставлять своих гостей улыбаться («именно гостей — не люблю слово «клиент»), готовить вкусный компот из страшненьких сухофруктов («правильно высушенные фрукты не могут быть янтарно-красивыми!»), верить в местных производителей («импортные яблоки? Никогда!») и радоваться, радоваться жизни («как говорила моя бабушка, жизнь — это красивое кино, жаль, что односерийное»).

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме