Три недели сентября позади. Для школьников это особенная пора — надо привыкать к книжкам и тетрадкам после долгого беззаботного лета, а первоклашкам — и подавно.
Как улучшить психологический климат детям, родителям и учителям, советует психолог Центра психологической помощи «Жизнь плюс» Радмила Еременко
Для тех ребят, кто в этом году впервые сел за парту, началась новая пора в жизни. Как, впрочем, и для их родителей. Первоклашки вместе с мамами и папами зачастую сталкиваются с задачками куда более трудными, чем дважды два. Не у всех адаптация к школе проходит гладко. Но бояться этого и паниковать не стоит. Вот несколько советов взрослым для разрешения «недетских» вопросов.
Коммуникативные навыки — важный показатель готовности детей к школе. Если ребенок слишком застенчивый либо, напротив, не чувствует дистанции в общении с учителем, то рано или поздно он принесет домой целый портфель двоек. Дезадаптация в коллективе напрямую влияет на успеваемость.
«Родителям следует запастись терпением, потому что в одночасье изменения не произойдут, их нужно подготавливать последовательно, — рекомендует Радмила, — и разобраться в причинах проблемы».
Многое зависит от самооценки. Переоценка или недооценка своих способностей в равной мере портят жизнь. Итак, если ребенок — тихоня, это может говорить о его заниженной самооценке. Для начала задумайтесь, откуда она взялась. Чаще неуверенные в себе дети — это те, кому постоянно указывают, где и в чем они не правы, и крайне редко говорят об их успехах.
Но не только. Боязливые ученики получаются и из домашних звезд. Если в семье ребенок самый любимый и талантливый, а в школе учительница не выделяет его среди других, он тянет-тянет руку, а она его все равно не успевает спросить, возникает обида. Самый простой путь — замкнуться в себе: «Я не хочу ничего делать!». Или:
«Я не буду выполнять домашнее задание, потому что я всегда делаю ошибки». Для ребенка, обласканного вниманием и похвалой родственников, вроде бы очевидно: «Я не могу ошибаться, ведь я — лучший!».
Совет психолога. Часто, услышав категорический отказ учиться, родители маленького упрямца начинают заставлять, кричать, наказывать, но… не стоит этого делать. Примите сначала его позицию: «Да, я понимаю, это обидно, у меня тоже на работе не всегда все получается, но я стараюсь, и мне бы очень хотелось, чтобы ты тоже попробовал выполнить свое задание». Важно показать, что проблема — это нормально, и ее можно и нужно решать. Научиться чему-то можно только в ходе деятельности, на своем опыте и ошибках.
«Садись, два!» — звучит как приговор. Порой страх перед плохой отметкой перерастает в страх школы и страх учиться вообще. При этом «двойкофобией» страдают не только слабенькие ученики, но и хорошисты, и даже отличники. Отправляясь в школу, ребенок понимает, что с новым статусом школьника связаны большие семейные ожидания, иногда очень высокие. И не оправдать их — большой стресс.
Совет психолога. Постарайтесь сформировать такой подход у ребенка, что оценка — это, конечно, показатель. Но показатель чего? Сместите акцент на знания: дайте понять ребенку, что двойка — это не крест на всей учебе, а отправная точка, точка развития. Она показывает, на что нужно обратить внимание, какие пробелы восполнить, чтобы добиться лучшего результата.
Существует и другая крайность — когда оценки вообще не имеют никакого значения. Однако если в дневнике сплошной «частокол», а его хозяин говорит, что ему все равно, а раз он двоечник и неудачник, то нечего и стараться учиться лучше, не верьте! Это защитная реакция.
Взрослый должен услышать в ней сигнал SOS. За обидными ярлыками («ты — двоечник», «ты — рохля», «ты — безрукий») всегда кроется огромное личное переживание.
Совет психолога. Раскачивайте стереотип. Например, в тетради — грязь, а переделывать отказывается. Не нужно в который раз бить по больному, будьте дипломатичнее: «Какой интересный подход к решению задачи, молодец! Но мне кажется, что учительница не захочет смотреть твою работу. Знаешь почему? Да очень неаккуратно оформлено решение. Давай переделаем!»
Ребенок стал изгоем, аутсайдером в классе, его постоянно дразнят? В группе риска — дети с очень заниженной самооценкой и очень завышенной, а также восприимчивые, эмоционально чувствительные.
Совет психолога. Если ребенок уже стал жертвой агрессии сверстников, значит, родители что-то упустили, не заметили изменений в поведении ребенка и не пришли на помощь. Теперь важно стать другом, а не дознавателем. Вспомните свой собственный опыт учебы.
Каких ребят дети уважают? Жалобщиков, нытиков? Нет! Поэтому прогоняйте уныние и… придумайте для ребенка новую роль в классе. Нестандартный способ поднять авторитет — участие в каком-нибудь полезном деле, которое будет по силам малышу и привлечет доброжелательное внимание одноклассников.
«К примеру, в моей практике был такой случай: мальчика сильно дразнили, потому что он заикался. В результате он наотрез отказался в классе читать вслух. Тогда мы с его мамой и учительницей (очень важно иметь союзника в лице педагога!) придумали творческое задание: Максим (назовем его так), прочитав дома определенную книгу, оформляет альбомный лист с картинкой в виде аннотации для одноклассников, и потом учительница представляет его работу детям, хвалит, призывает ребят последовать его примеру. Так, у бывшего изгоя появляется новая роль в коллективе, а вместе с ней — территория, где он может самореализоваться и быть успешным», — делится опытом Радмила Еременко.
«Всякий раз, когда садимся за домашнее задание, сын практически вынуждает меня делать все за него. Доходит и до истерик. Пару раз отказывалась, тогда приносит двойки, словно говорит — вот, посмотри, что из этого вышло!» — мама первоклассника Даниила, кажется, попала в западню маленького манипулятора.
Совет психолога. «Ты не справишься, как надо, ты без меня беспомощен!» — такого ребенок слышать не должен даже в самом начале школьного пути. Родительская помощь, особенно в младших классах, безусловно, нужна. Но важно знать меру и понимать, насколько ребенок может быть самостоятельным.
Избегайте чрезмерной опеки даже в самом начале. Для родителей первоклассников важно постепенно передавать ему ответственность. Сначала взрослый контролирует процесс от и до: обозначает последовательность действий ребенка (сначала делаем математику, потом письмо, затем уже рисование), следит за правильностью выполнения, подсказывает, если это нужно, и проверяет.
На втором этапе, когда ребенок уже помнит нужную последовательность действий, он уже готов что-то выполнять сам, родителям остается только контролировать процесс и быть готовыми прийти на помощь. В конце концов, ответственность полностью переходит к ученику, а роль родителей ограничивается проверкой домашней работы.
Результат зависит от эмоциональной атмосферы, от взаимоотношений между вами.
«Семилетняя Соня не расстается с любимыми игрушками и в школе. В ее портфеле всегда найдется место для разноцветных лошадок, кукол и их богатого гардероба. Как отучить дочь от игр на уроках и объяснить, что учеба — это не игрушки?» — ломают голову родители.
Совет психолога. В том, что девочка берет в школу игрушки, нет ничего страшного. Поиграть с подружками на переменах — хороший способ отдохнуть после очередной порции гранита науки. К тому же кукла — это кусочек дома, семьи, который как талисман поддерживает, успокаивает ребенка за пределами родных стен. Урок, конечно, — другое дело. Ребенок любит играть? Это вам на руку! Превратите ваши требования в сказку: «хочешь взять лошадку в школу? Ну и отлично! Она будет учиться вместе с тобой, но может слышать учительницу только в портфеле, поэтому ее ни в коем случае нельзя доставать оттуда во время урока».
Часто учителя жалуются, особенно на мальчиков, что те вертятся, из-за этого падает успеваемость. Как обуздать бурю за партой и направить энергию непосед в нужное русло?
Совет психолога. Обговорите с учителем особенности поведения вашего сына. У импульсивных детей в психике процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, им трудно сосредоточиться и долго удерживать внимание на чем-то одном. Им важна смена деятельности. Поэтому учитель часто делает их своими помощниками: просит раздать тетради, намочить тряпку… Дома активным детям поможет четкий распорядок дня. Научиться контролировать свои действия и порывы помогут игры вроде «замри-отомри», когда требуется действовать по команде.