Темы 21 сентября 2011 13:46

Из «золушки» в кадеты

Новый директор кадетского корпуса — о первых изменениях и планах развития школы

«Золушка образования» — так многие годы называли в Рыбинске школу-интернат № 2, с некоторых пор — Рыбинский кадетский корпус.

Расположенный в заволжской тиши Петровского парка, интернат, не являясь в полном смысле ни детским домом, ни общеобразовательной школой, страдал именно из-за своего неопределенного статуса.

По крайней мере, так считает Владимир Калагаев, назначенный всего два месяца назад его директором.

О своих первых впечатлениях Калагаев говорит так: «Казалось, что в день моего назначения все и рухнет». При этом новый директор не склонен винить в разрухе предыдущее руководство этого образовательного учреждения. Виновата, скорее, система, в которой о проблемах было принято помалкивать. Так и копились они десятилетиями.

— Вот, например, Петровский парк, в котором расположен наш кадетский корпус, — рассказывает директор. — Особо охраняемая зона, объект культурного наследия. И ни копейки денег от государства на восстановление или хотя бы на поддержание парка и усадьбы Михалковых. В августе здесь вырубили 35 старых деревьев, готовых упасть. Они реально представляли опасность для жизни и здоровья детей. Это была проблема, которая не заметна с первого приближения. Но ее озвучили, и она получила решение.

Другая проблема, которую, правда, не заметить было трудно, тоже зрела здесь много лет. Старая канализационная система без должного внимания давно перестала справляться со своими задачами.

— Но стоило заявить об этом на совещании в администрации, «Водоканал» приехал на следующий же день, — говорит Калагаев. — И ведь быстро все прочистили, промыли, восстановили! И сказали, что было все на пределе, еще какое-то время, и интернат мог утонуть в канализационных стоках.

Неприятным сюрпризом стало для директора отсутствие горячей воды. И во времена, когда школа была простым интернатом, и после получения статуса кадетского корпуса учреждение жило без этого признака цивилизации.

Сейчас на территории уже стоит новая мощная газовая котельная, которая будет отапливать все здания интерната и одновременно подавать горячую воду. К отоплению котельная уже готова, а вот к своему второму предназначению пока еще только продвигается.

— Знаете, как у нас бывает, — делится руководитель кадетского корпуса, — кто-то попросту не заказал разводку труб по помещениям. К зданию все подвели, а внутри ничего нет. Сейчас ошибку исправляют, надеемся, в этом году хотя бы в жилом корпусе из кранов пойдет горячая вода.

Еще одна радость — на днях начался ремонт пищеблока. Тоже с задержкой, и тоже по причинам уже озвученным. Смета была составлена еще в начале августа, но на ее проверку и утверждение ушло больше месяца. Поэтому сегодня ребята обедают в актовом зале, а в столовой полным ходом идет ремонт.

— Сначала думали ограничиться только новой крышей, — рассказывает директор. — Но посмотрели — плитка со стен отваливается, полы ходуном ходят. Поэтому решили ремонтировать капитально. А новое оборудование для приготовления еды уже есть, осталось дождаться конца ремонта и установить его.

Перечень работ, проведенных буквально за два месяца, впечатлит любого. Омрачает лишь мысль, что разруха царила в интернате все то время, в течение которого громогласно заявлялось об образцовом его состоянии.

Тем не менее, удача пришла вместе с новым директором. Объявился спонсор. Да не простой, а исключительно благородный. Кроме всего прочего, он пожелал вложить деньги анонимно, то есть без последующих публичных благодарностей, и не в проекты, легко рекламируемые, а в образование.

Почти все 400 тысяч спонсорских рублей потратили на… белье. И как бы ни удивлялись скептики, дескать, ничего другого придумать не смогли, но именно простыни, наволочки, матрасы и пододеяльники были большой проблемой кадетского корпуса.

— В наличии была лишь половина постельных принадлежностей, положенных по нормативам, — рассказывает Владимир Калагаев. — И еще треть подлежала списанию из-за ветхости. Сейчас я почти спокоен. Почти — потому что еще не все запланированное успели получить. Ну, конечно, несколько тысяч потратили на мячи, хоккейные наборы и настольные игры. Когда я первый раз сюда пришел, из игрушек обнаружил лишь «пупсиков».

«Пупсики» — не от хорошей жизни. Да, кадетский корпус — не детский дом, и ребята здесь не сироты. Но, как правило, все-таки приводят сюда детей из неполных семей с низким уровнем достатка. И минимальный набор игрушек обеспечивает учреждение.

А что, помимо учебы и игр, могут здесь предложить?

— Я бы не сказал, что идея кадетского корпуса реализована полностью, — говорит директор. — Пока это, скорее, оболочка без наполнения. В планах остается многое: спортивные занятия, гуманитарные секции. Но суть кадетства я все-таки уловил, побывав на днях на собрании ребят. Они сами, без участия взрослых, обсуждают проблемы, принимают решения, выбирают старших. Меня эта самостоятельность обрадовала.

Не хочется директору глубоко уходить в военную тематику. Все-таки кадетство — это и гражданская служба в будущем.

— Но сегодня разностороннее образование можно получить лишь за деньги. К примеру, есть конно-спортивная школа — 500 рублей в месяц. Есть бассейн — 200 рублей в месяц. Начнем платить за занятия — потекут трубы, повалятся столбы. В общем, сколь бы непопулярно было решение привлекать родителей, нам придется вместе решать вопросы оплаты дополнительного образования. В конце концов, в интернате ребенок проводит времени больше, чем дома, — продолжает Калагаев.

Накопившиеся хозяйственные проблемы сегодня «съедают» большую часть бюджета этого муниципального образовательного учреждения. Педагог по образованию, учитель истории, Владимир Калагаев вынужден заниматься строительством и ремонтом.

— Хорошо, что опыт имеется, — улыбается директор. — Я в начале девяностых, когда совсем невмоготу стало, ушел из школы, работал на производственном предприятии. И сегодня — как дежавю — опять начинаю асфальтировать, ставить заборы. Бизнес учит принимать решения. Вон видите свалку металлолома? Это были склады, которые мы надумали разобрать. Наняли фирму в надежде, что они не только сломают стены, но и мусор уберут. А они начали металл КАМАЗами вывозить. В общем, церемониться я не стал, выгнал. Сами решим проблему.

Сегодня Владимир Калагаев, помимо хозяйства, занимается педагогикой. Он преподает историю и одновременно подбирает коллектив, разрушая стереотип, что учителя из школы бегут:

— Пришел ко мне бывший преподаватель физкультуры, который работал директором сельской школы, затем ушел в бизнес. Я сразу понял, что этот человек умеет все. И главное — хочет вернуться к работе с детьми. Есть учитель русского языка, который долгое время работал в службе безопасности. Теперь будет вести у кадетов литературу и… рукопашный бой. Он, кстати, журналистикой увлекается, хочет организовать у нас секцию юных журналистов.

Так что не верьте тем, кто утверждает, что педагоги мечтают податься в предприниматели. Знаете, я всегда говорил: когда занимаешься бизнесом, можно случайно прожить чужую жизнь. А я хочу жить своей. Я свои задачи в бизнесе выполнил, семью обеспечил. Теперь буду заниматься любимым делом — превращать «золушку образования» в настоящий кадетский корпус.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме