Думать вообще не вредно. А творчески думать бывает очень даже полезно. По крайней мере, процесс творческих размышлений привел Наталью Чайченко, учителя изо и черчения третьей школы Рыбинска к совершенно неожиданному результату
Рисунок из песка, sand art, песочное шоу — так называют направление живописи, которым не так давно начала заниматься Наталья. Сама она процесс создания картин из песка не называет никак.
Увидев однажды в телевизионной передаче «песочную» историю, рассказанную руками художника, Наталья сначала восхитилась, затем задумалась, а потом научилась. Сама, без специальных технологий и обучающих программ. Дело было так.
Осенью прошлого года Наталья Чайченко была представлена на городской конкурс «Учитель года — 2011». Первый этап — создание «визитной карточки» — вызвал трудные размышления.
Как представить себя на конкурсе так, чтобы рассказ был понятен, оригинален и запомнился зрителям? Тут вовремя и вспомнились увиденные по телевизору песочные картины.
— Экран из стекла сделали вместе с мужем, — рассказывает Наталья. — Речной песок просто просеяли через сито — получился отличный материал для картин.
Впрочем, назвать это картинами трудно. Скорее, шоу, одноразовый мультфильм, песочные фантазии. Сюжеты на экране меняются каждую секунду, линии переливаются и перетекают, и красивый цветок вдруг превращается в зонтик, а пышная яблоня — в обнявшихся людей.
В этом и есть прелесть «песочных» картин — они живые, динамичные, непредсказуемые. Никто не знает, что в следующий миг покажет художник: полетят ли в небе лебеди или поплывет по морю парусный корабль. В результате волшебные перевоплощения, устроенные руками творца, завораживают зрителей.
Так Наталья Чайченко «заворожила» участников и гостей конкурса своей «визиткой». Это стало первым опытом публичного показа sand art в Рыбинске. Затем был Ярославль, опять Рыбинск. А сейчас Наталья учит рисовать руками на песке своих школьников.
В классе учителя Чайченко стоят стеклянные экраны для каждого ребенка. Все, что создается из песка, проектируется на большой экран.
— Нравится детям?
— Не то слово! Мы начинаем с простейших фигур. Вот цветок ромашка: кулачком делаем на песке круг, пальчиками — лепестки. А теперь — бабочки — одним движением больших пальцев… Когда дети видят все это на экране, они в восторге! И, конечно, мелкая моторика развивается, воображение, ориентировка в пространстве, творческое развитие. Дети сами придумывают будущие картины, и родители включаются в работу. Дома обсуждают, а в школе начинают предлагать новые сюжеты. В 4 классе рисовали памятники архитектуры — собор, купола, площадь… Ребята рисуют, и все видят процесс создания картины. Восторг полный!
— А дома вас поддерживают?
— А как же! Старший сын — восьмиклассник — сам рисует, маленький помогает, с мужем сюжеты сочиняем. Мне ведь приходится много тренироваться. Песок — сложный материал, ошибку исправить нельзя, надо все начинать заново.
… Говорят: уходит как песок сквозь пальцы. Еще говорят: недолговечный, как фигуры из песка. Но в этой изменчивости и заключается вся прелесть картин Натальи Чайченко.
Вот на экране лето, цветы, бабочки. Через секунду уже идет дождь, и люди прячутся под зонтиком. Затем все сметается одним движением руки, и начинается новое чудо. Пока однотонное.
Но художник собирается учиться технике рисования цветных песочных картин. «Это трудно, но я же ответственная, — смеется Наталья. — Буду тренироваться».