Управляшки Рыбинска не сразу рассчитываются с МУП «Теплоэнерго» за поставленное тепло. Собранные с населения средства оседают в недрах УК, хотя должны идти на счет ресурсника.
Директор МУП «Теплоэнерго» Владимир Иванов рассказал, как предприятие планирует решать проблему неплатежей, обострившуюся с началом отопительного сезона
— Владимир Георгиевич, какую сумму недополучило предприятие?
— На сегодняшний день задолженность перед «Теплоэнерго» составляет астрономическую цифру — 366 млн. рублей. Она накопилась с середины 2006 года, когда было создано предприятие. Частью задолженности являются долги населения, оставшаяся сумма сложилась по вине УК.
Могу проиллюстрировать эту задолженность на примере последних 8 месяцев: недоплаты населения за этот период составили 5%, к ним УК недоплатили еще 5%. В реальном исчислении — это десятки миллионов рублей, которые быстро вырастают в сотни миллионов.
— Из чего складывается подобная задолженность УК?
— Если вы думаете, что в сентябре УК платят нам за август, то вы сильно ошибаетесь. Платежи, которые мы получили в сентябре, имеют отношение к услугам, оказанным в августе, всего на 20%. Все остальные средства получены нами от УК в счет погашения задолженности за предшествующие месяцы: май, июнь, в лучшем случае — за июль. Таким образом, у УК постоянно создается задолженность за текущий период.
— Какими печальными последствиями чревата недобросовестность плательщиков?
— Наше предприятие несет колоссальные финансовые убытки. Мы обязаны расплачиваться с нашими поставщиками за газ, электроэнергию в жестко установленные сроки. Приходится пользоваться заемными средствами, выплачивать большие проценты по кредиту.
Недополучая средства, мы не имеем возможности провести в необходимом объеме капремонт трубопроводов городской системы теплоснабжения и заняться вплотную ее модернизацией. Есть реальные технические расчеты: чтобы система функционировала нормально, нужно ежегодно менять до 20 км трубопроводов, у нас хватает средств на 5-7 км.
Отопительный сезон начался, и посыпалось… Наша аварийная служба не знает ни сна ни отдыха. То тут, то там протечки. Начинают поднимать трубу, а она сгнила и требует замены. Рядом такая же…
— Какие меры предпринимает «Теплоэнерго» к ликвидации этой задолженности?
— К сожалению, задолженность УК не уменьшается, а имеет тенденцию к росту. Единственный легальный способ ее востребования — обращение в судебные инстанции. В настоящий момент в арбитражных судах находятся 65 исковых заявлений в отношении УК в части взыскания задолженности на общую сумму порядка 267 млн. рублей.
Мы регулярно ведем эту работу с неплательщиками, но сумма, которую удается взыскать, оказывается на порядок меньше долга. Дело в том, что с момента принятия нашего заявления и до вынесения решения проходят месяцы.
За это время основная часть долга погашается, и остается только сумма процентов, которые начисляются за незаконное использование чужих денежных средств. Но она значительно меньше, чем сумма долга. К примеру, подавая иск на 50 млн. рублей, мы в итоге взыскиваем порядка 3-5 млн.
— Но это же копейки! А как же факт незаконного пользования деньгами вашего предприятия?
— Этот факт налицо: вместо того, чтобы оплачивать наши услуги в мае, они это делают в сентябре. Значит, с мая по сентябрь имеет место незаконное использование наших денежных средств. Я не утверждаю, что это делается в корыстных целях, возможно, отчасти эти средства идут на неотложные нужды УК, но, тем не менее, факт остается фактом: они используются не по назначению. Вот конкретный пример: одно из городских ТСЖ вместо того, чтобы перевести нам определенную сумму, потратило ее на ремонт крыши. Дело благое, с одной стороны, но с другой — мы этих денег не увидели и, наверное, в ближайшее время не увидим.
— А если обратиться в прокуратуру?
— Прокуратура не может вмешиваться в деятельность двух хозяйствующих субъектов и делает это только тогда, когда проблема касается интересов граждан. Вот если заявление о проверке финансовой деятельности УК поступит от вас, тогда они будут разбираться.
— Складывается впечатление, что ресурсники одни ведут борьбу с нерадивыми УК. Но один в поле не воин…
— Ну почему же одни? Городская администрация тоже участвует в этой работе. Каждую пятницу в департаменте ЖКХ проходят совещания, круг вопросов один и тот же — неплатежи. Руководители УК в большинстве своем сидят молча, в лучшем случае отпустят реплику, что их деньги «застряли» в ИРЦ или ссылаются на жильцов: «Мы не можем заплатить больше, чем нам платит население: нам не заплатили, мы не перевели». Но, если бы это было так, они давно бы ушли с рынка. Но ведь никто не уходит!
Есть еще одна проблема: у ИРЦ с каждой УК заключен договор, в котором есть положение о неразглашении информации третьим лицам. Я не могу на законных основаниях придти в ИРЦ и спросить, сколько денег собрано за тепло с населения и переведено на счет УК. А если у компании есть свой ИРЦ, как у ОАО «УК», то там сборы с населения — вообще тайна за семью печатями.
Обращаюсь к руководителю: «Вы хотите открытых отношений? Тогда дайте информацию, сколько денег было начислено за тепло и сколько собрано». Но в ответ — тишина. Поэтому и возникает вся эта беспомощная ситуация: у нас пока нет иного законного инструмента давления на УК, кроме исков в арбитражный суд.
Если мы не заплатили за газ, то нам его перекроют без моральных колебаний, а вот мы не можем не подать населению горячую воду и отопление. Отключениями мы имеем право воздействовать только на неплательщиков-юрлиц, да и то только тех, которые располагаются в отдельных зданиях. По отношению к жилому фонду мы заложники ситуации, и УК этим умело пользуются.
— Но что же делать? Судя по всему, вы не намерены сидеть сложа руки…
— Один из вариантов решения проблемы с неплатежами УК — переход на прямые расчеты.
В Ярославле, Иванове эта система уже заработала. Как раз сейчас мы заканчиваем анализ ситуации, и в ближайшие дни будет принято решение о целесообразности перехода на прямые расчеты с населением. Мы говорим не о заключении договоров с потребителями, а об изменении формы оплаты — напрямую на счет предприятия. Возможно, это будет сделано в рамках пилотного проекта.
— Есть еще один непопулярный метод увеличить сборы — повысить тарифы…
— Сначала была информация областного департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов, что применительно к нам тариф будет увеличен на 10%. Но затем в речи премьера четко прозвучало, что повышение не должно превысить размеры инфляции, то есть 6%. Пока неизвестно, когда решится этот вопрос.
— А что делать с должниками среди населения?
— Пока это прямая обязанность УК, но они все чаще заявляют нам: «забирайте своих должников и работайте с ними сами». В Рыбинске уже создан прецедент — судом были приняты два решения о выселении. Но взысканные по суду средства — это копейки в масштабе наших долгов.
Если работать с неплательщиками, то по-крупному, системно. Но для создания особого подразделения у нас нет ни сил, ни средств. Услугами коллекторских агентств мы тоже не сможем воспользоваться, потому что их на рыбинском рынке пока просто нет. И этот вопрос надо обсуждать.
Единственный выход — платить по счетам добросовестно, честно, в срок. С этим пожеланием я бы хотел обратиться ко всем жителям нашего города и руководителям УК.