Триатлонист из Рыбинска Александр Брюханков привез серебро с последнего этапа мировой чемпионской серии по триатлону в японской Йокогаме.
Это еще один успех нашего земляка, завоевавшего для страны путевку на главный старт четырехлетия — лондонскую Олимпиаду-2012. Сейчас он — первый кандидат в олимпийскую сборную. С сильнейшим триатлетом страны и мира мы встретились в его родном городе, куда он приехал отдохнуть и… жениться
— Саша, наверное, ты нечасто вырываешься на свою малую родину?
— В череде соревнований удается выбраться к родителям два — три раза в год, погостить пару дней, максимум — две недели. Бывало, и на полдня заскакивал. И хотя они привыкли, что мы с братом вечно в разъездах, очень скучают. Приятно посидеть с ними рядом и даже помолчать вместе. Они обязательно побалуют меня сладостями всякими. Сейчас приехал недели на три. Хочу отдохнуть и начать подготовку к олимпийскому сезону.
— Предолимпийский сезон сложился для тебя, на наш взгляд, очень удачно…
— Было не совсем хорошее начало, но с каждым стартом я наращивал скорость, результат. Получилось три медали — три вторых места. Первая серебряная медаль была в Китцбюэле (Австрия), вторая — в Лондоне, где я заработал для страны олимпийскую лицензию, а третья — в японской Йокогаме, где я тоже стал вторым. Сезон закончил пятым в мировом рейтинге, а мог и третьим. Неудачный старт в Пекине на финале мировой серии подпортил картину. Мы предполагали, что будет жара, но в день состязаний начался ливень и холод. Все шло хорошо до бега, я пробежал полтора круга из трех, и у меня вдруг свело ноги. Мышцы превратились в камень. Я бежал, превозмогая боль, но в итоге занял лишь 12-е место, которое отнесло меня с 3-й на 5-ю позицию в общем зачете.
— Расскажи о последнем старте.
— Не обошлось без приключений. С утра мы с другом Дмитрием Полянским пошли обозревать окрестности и… заплутали в местном метро, так что чуть не опоздали к месту старта. Нас не наказали, но на пирсе мы стояли самыми последними. Но это сыграло нам на руку. Мы не стали соваться в сплошную мешанину рук и ног, «оплыли» соперников по краю и первыми выскочили на берег. Однако по итогам 40-километровой велогонки, до финиша которой добрались не все, впереди был уже олимпийский чемпион Сиднея канадец Саймон Уитфилд. Но ему не дали выиграть. Все решил бег. Самую высокую скорость на дистанции в 10 км развил португалец Жоао Силва, я держался за ним, за мной — Дмитрий. Именно в таком порядке мы и поднялись на пьедестал почета.
— Интересно, оправилась ли Япония от страшного землетрясения?
— Мы не видели вокруг каких-то разрушений, к землетрясениям японцы — люди привыкшие. А вот нам было не по себе почувствовать «дрожь земли». Я сидел на кровати на 6-м этаже здания, и вдруг дверь начала ни с того ни с сего щелкать: «чик-чик». Думал, к нам кто-то стучится. А потом нас стало слегка «штормить». Вообще мы не ожидали, что в стране Восходящего Солнца будет так жарко и влажно. Как по заказу — весь сезон мерзли, хотелось погреться.
— Где было особенно холодно?
— На чемпионате России в Пензе. Мы проплыли один круг, как небо затянуло тучами, начался ливень, поднялся ураганный ветер. Буек начало сносить ветром. И хотя берег был недалеко, из-за сильных волн мы перестали его видеть. Судьи дали отбой. Старт был перенесен на 8 утра следующего дня. Но ничего не изменилось. На улице еще больше похолодало, дождь не прекратился. Помню, все стоят в холле и не знают, ставить ли велосипеды в «транзитку», не верят, что старт будет… После первого круга велосипеда мы уже не чувствовали рук и ног. Едешь и дрожишь. Некоторых спортсменов снимали с велосипедов и уводили в горячий душ. Я так замерз, что уже готов был сдаться, но тренер крикнул: «Держись, надо бежать!» С первых метров на беге я завоевал лидирующую позицию и только наращивал преимущество. После финиша, несмотря на усталость, бегом в отель и целый час отогревался под горячим душем. Испытание холодом было и в Китцбюэле, когда в день старта шел проливной дождь. Да и в Лондоне во время велосипедной гонки пошел ливень, резко похолодало. Олимпийская трасса проходила в самом сердце английской столицы — Гайд-парке, мимо Букингемского дворца, так что мы могли помахать ручкой английской королеве.
— Ты столько ездишь по миру. Как твой английский?
— Пока хромает. Совершенствую его по мере сил. Лучше это удается на соревнованиях. Я порой все понимаю, а вот сказать не могу. Со всеми иностранными спортсменами мы большие друзья. Это на турнирах мы — соперники, но до и после — общаемся, вместе тренируемся, ходим в клубы.
— 2007 год был фантастически успешным в твоей карьере. Ты ворвался в мировую элиту триатлона и прошел отбор на Олимпиаду в Пекин. Но силы после 11 ЭКМ и 9 гонок, дающих рейтинговые очки, оказались на пределе. А сейчас тебя не загнали?
— В этом году у меня было всего 10 вместо 20 стартов, когда я отбирался на Олимпиаду в Пекин. Тогда я целый год стартовал, чтобы войти в число лучших триатлонистов планеты. Перед Пекином я действительно был неотдохнувший.
Олимпийский рейтинг считается с июня 2010-го по июнь 2012 года. Я думаю, что уже завоевал свою путевку в Лондон, и у меня ее никто не отнимет. Единственное, что меня может выбить из седла, только травма. Вот сейчас отдохну и буду втягиваться: плавать, бегать, кататься.
— Какие качества помогают тебе успешно выступать на соревнованиях?
— Воля к победе. Мысли о том, что я не могу быть хуже, чем соперники, что я такой же человек, как и они, и могу успешно бороться с мировыми атлетами и побеждать их.
— Теперь у тебя появился дополнительный стимул попасть на Олимпиаду и выступить там достойно — твоя жена Татьяна. Расскажи о ней.
— Она из Пензы. В ноябре будет 6 лет, как мы встречаемся. Наконец-то в этом году решили заключить союз. Если раньше мы виделись пару раз в год, то сейчас гораздо чаще. Она ездит со мной на сборы. Татьяна — бывшая триатлонистка, поэтому мы легко понимаем друг друга. Выходя на старт, я думаю о любимой, друзьях, знакомых, которые в меня верят, ждут результата, и это помогает мобилизовать силы.
— Где вы познакомились?
— На сборах в Кисловодске. Поначалу я ее не замечал, не воспринимал всерьез. Со временем узнал лучше и уже где-то через несколько месяцев почувствовал к ней интерес и симпатию. Чувства оказались взаимными.
— Что ты больше всего ценишь в своей девушке?
— Конечно, ее красоту.
— Говорят, что о вашей свадьбе знали только посвященные, не все смогли приехать…
— Человек двадцать не попали на нашу свадьбу, так как были на сборах. Даже родной брат Андрей не смог приехать, он готовится к чемпионату Европы на Кипре. Но сегодня рядом со мной друг Дмитрий Полянский со своей женой.
— Как-то в интервью Татьяна сказала, что хотела бы родить троих детей. А вы сколько планируете?
— Для начала одного, а там посмотрим.
— Татьяна, как жена декабриста, теперь повсюду будет следовать за тобой?..
— Скорее как жена военного. А по-другому пока нельзя, потому что я выступаю. Это моя работа. И хорошо, что жена будет рядом. Успокаивать, когда у меня будут трудные тренировки, поддерживать, чтобы я не сорвался. Думаю, что семейная жизнь — это отличный стимул к улучшению результата в спорте.
— А как же медовый месяц?
— Сейчас все силы брошены на подготовку к Олимпиаде. Отдых — потом. Попасть на Олимпиаду уже не так сложно, главное теперь — выиграть.