новости 19 октября 2011

Вы поедете на бал?

Это самый частый вопрос на протяжении последних двух недель, который задавали мне знакомые при встрече. Хотя ответ и так очевиден: конечно, поедем,  ведь должно произойти нечто очень важное, чего не случалось уже двести лет.

В минувшие выходные ансамбль «Воздушные замки» и творческое объединение «Танелорн» погрузили музей-заповедник в эпоху императрицы Екатерины II с ее музыкой и танцами.

Под праздничные звуки Столовой симфонии двухсотлетней выдержки чета господ встречает гостей бала. Он — в брусничном камзоле с золотым позументом, она — в платье с кринолином и жемчугом в волосах. Это господа Сенявины, дворяне, чьи усадьбы располагались и в Калужской, и в Тверской, и в нашей губерниях. А вот музыканты. Скрипка, клавесин, флейта — классический союз, все, как двести лет назад.

Руководитель ансамбля «Воздушные замки» Владимир Хробыстов примерил на себя роль некоего сочинителя, автора удивительной музыки (но об этом чуть позднее он расскажет сам).  Ему-то главным образом и обязаны мы тем, что от пыли забвения он отряхнул удивительную музыку старинных танцев, которые исполнялись некогда в русских провинциальных усадьбах. Полонез, менуэт, англез, аллеманда, экосез, вальс — один из первых в России, а кто знает, может быть, и самый первый…

Именно музыка — редкой красоты, и притом уникальная, исполненная в зале с чудесной акустикой, стала королевой пышного театрализованного действа. Теперь, услышав ее, свежую и воздушную, невозможно представить, что всего этого попросту могло не быть. А ведь нотные наброски неизвестного автора сохранились лишь каким-то чудом.  Они были найдены лет двадцать назад в одной из музыкальных библиотек города среди старых бумаг, которые собирались сжечь за ненадобностью. Но, видимо, действительно рукописи не горят.

Теперь Владимир Хробыстов называет восстановление партитур «одним из самых сумасшедших дел в своей музыкальной биографии». Он не единожды подчеркнул, какой удачей обернулась случайная находка, ведь она может по праву считаться важным документом для истории отечественной музыки.

«Российская барочная музыка малоизвестна. До сих пор самым ранним произведением русского бала считалась сюита 1811 года. Обнаруженная в Рыбинске танцевальная сюита, исходя из состава и стилистических признаков, написана ранее неизвестным русским композитором. Под эту музыку, вероятно, танцевали дворяне в Рыбинском и Пошехонском уездах примерно в 1790-1795 годы. Во всяком случае, дворянская фамилия Сенявиных, упоминаемая в найденных документах, имела отношение к нашим краям. К ней относились известные доблестные офицеры русского флота», — говорит он.

Бал стал великолепной рамой для музыки, некоторые фрагменты которой музыканты смело называют шедевральными. К слову, старинные танцы в искусном исполнении «танелорновцев» разбили многие стереотипы. Как оказалось, это вовсе не вялое и скучное чередование однообразных па, напротив, зачастую они довольно энергичные и с весьма изощренным рисунком. Тронули публику и раздольные песни очаровательной барышни Дарьи Егоровой.

Как и положено, маскарад не обошелся без интриги. К дворянам Сенявиным в усадьбу приехал граф из Санкт-Петербурга «с матримониальными намерениями», то есть просить руки их дочери. Только как узнать под маской свою невесту, ведь все девицы прелестны?

В качестве игривой подсказки — как раз в духе эпохи императрицы Екатерины — ему предложили музыкальный портрет мадемуазель Сенявиной. Когда смолкли последние звуки трепетного, женственного менуэта, сомнений у жениха не осталось. А вы разве не догадались, что, как в волшебной сказке, настоящий екатерининский бал непременно должен завершиться известием о свадьбе?

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме