23000 человек числятся в списке должников в рыбинской службе судебных приставов. Примерно половина из них месяцами и даже годами не платит за коммунальные услуги.
Постучаться в дверь к должникам по «коммуналке» и взглянуть им в глаза мы решили, отправившись в очередной рейд с судебными приставами.
О работе рассказали судебные приставы-исполнители и однофамилицы Мария и Екатерина Карповы. За каждой из них закреплены сотни должников, от которых нужно добиться погашения многотысячных долгов по коммунальным платежам.
За 9 месяцев рыбинские приставы взыскали 43 миллиона рублей.
«Нехорошая» квартира
Первым делом мы направились на улицу Солнечную. Словно сговорившись, все должники живут на верхних этажах «хрущевок». «Вместо зарядки по лестницам шагаем», — с оптимизмом говорит Мария Карпова.
Один из подъездов дома №5 как будто бы вымер. Пристав поочередно набирает номера квартир на домофоне, но в ответ – тишина. Наконец слышится скрип открывающейся двери и шаркающие шаги.
Впустившая нас женщина живо интересуется целью визита: «А, вы к этим! Вряд ли достучитесь. Пьяные они, никого не впускают, даже полицию. Она к ним часто ездит дебоши усмирять».
И на самом деле складывается ощущение, что в квартире никого нет. Хозяева либо затаились, либо спят пьяным сном. Сосед из квартиры напротив, видимо, спросонья спутав нас с завсегдатаями «нехорошей» квартиры, покрывает из-за двери отборным матом.
Делать нечего, судебные приставы оставляют в дверях повестку и уходят. Долг в 34 тысячи рублей не уменьшился ни на копейку. «А есть ли шанс?» — интересуемся мы.
— Бывает, что граждане, получая наши письма, оплачивают коммунальные долги. Но практика показывает, что в 60% случаев они продолжают расти. У нас есть семьи, где даже нечего конфисковать в счет погашения долга. Зачастую люди нигде не работают, и непонятно, на что они вообще существуют. Мне приходилось общаться с должниками, которые живут в квартирах, где одни голые стены. Для того чтобы хоть как-то прокормиться, они собирают и сдают во вторсырье бутылки и банки, не гнушаются обыскивать помойки. Что с таких возьмешь? — рассуждает Мария.
Но есть и другая категория должников. Пенсионеры более дисциплинированны, молодежь часто смотрят на долги сквозь пальцы.
— Их не пугает даже перспектива выселения из квартиры. Большинство просто не верит, что такая мера когда-либо будет применяться. А между тем на данный момент уже прошло несколько судов, в ходе которых вынесены решения о выселении должников, — продолжает пристав.
Платить придется
Здесь женщина впустила судебных приставов в квартиру: чисто и уютно, в комнате много детских игрушек, фотографий сына хозяйки. Но за квартиру не платит с зимы — долг в 12 тысяч рублей.
Должница оправдывается – работодатель «повесил» на нее крупную недостачу, пришлось уволиться. Она живет на пенсию по потере кормильца, денег катастрофически не хватает.
По-человечески ее жаль, но судебные приставы обязаны выполнить обязанности. Их внимание привлекли компьютер и телевизор, на которые они потребовали предоставить документы.
«Сейчас я составлю акт с описью арестованного имущества. Сегодня вы должны предоставить документы на телевизор и компьютер, которые оставлены у вас на ответственное хранение. В случае, если вы этого не сделаете, в ближайшие пять дней мы будем вынуждены технику изъять», — проинструктировала она должницу.
Даже если это случится, вырученные за конфискованные вещи средства не погасят всей суммы долга: техника «потянет» максимум на 9 тысяч рублей.
«Это только предварительная оценка. Я приняла во внимание состояние аппаратуры, год выпуска, функциональность. Если дело дойдет до продажи, то специалистом будет произведена еще одна оценка стоимости. Деньги, вырученные от реализации конфиската, пойдут на погашение долга по квартплате», — поясняет Мария.
Кстати, судебные приставы имеют право конфисковать не только бытовую технику, но и предметы роскоши, ювелирные изделия, земельные участки, машины (именно автомобиль стал самой дорогой вещью, которую за свою практику конфисковала Мария Карпова).
Результат рейда оказался не слишком впечатляющим. Но уже завтра судебные приставы-исполнители вновь отправятся выполнять свою нелегкую работу: будут ходить по темным подъездам, сталкиваться с негативной реакцией должников, влиять на последних не только словом, но и делом – конфискацией имущества.
Судебный пристав-исполнитель Екатерина Карпова отмечает, что порой приходится выходить по адресам и в выходные, когда вероятность застать неплательщиков за «коммуналку» в разы выше.