«Универсам — предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала от 400 квадратных метров, торгующее широким ассортиментом продовольственных товаров и рядом непродовольственных товаров повседневного спроса методом самообслуживания».
Это официальное определение магазина, гордо именуемого универсамом. Но все мы тщательно изучаем правила для того, чтобы грамотно их нарушать. И это называется креативом — нетривиальной технологией организации творческого процесса.
Конечно, правила всегда первичны. Так же, как фундаментально творчество. Но в креативе оно подчинено прагматической цели. Его продукт – это картина, которая будет помещена в заранее выбранную раму, с заранее предназначенным местом в заранее выбранном музее, картина, которая будет вызывать восторг у посетителей, выбранных заранее. Если просто: качественная реклама для целевой аудитории.
Чем сегодня может выделиться из общего ряда магазин? Товары у всех одни и те же, цены практически неотличимы, обслуживание условно-приемлемое. В общем, все, как у всех. Различия — в количестве площадей и форме прилавков. Ну и, конечно, модное слово «ритейл»: с сетевиками конкурировать трудно. Но можно.
Если гипермаркеты не под боком, можно и покреативить. И сделать из сельмага универсам. Пришпилить к названию твердый знак — 28-ю букву русского алфавита, до реформы языка называвшуюся «еръ».
Стилизовать вывеску в купеческом стиле. Нарисовать бородача в окружении крынок-бутылок-баранок… Вот и весь креатив. Грубовато-незамысловатый, но вполне в рыбинском купеческом стиле: дешево и сердито. И мимо этого то ли веселого купца, то ли зажиточного крестьянина уже трудно пройти.
Зайдешь в такой «мини-гипермаркет» по-русски, а там!!! Бутылки водки и воды «Буратино», банки тушенки и печени трески, мороженое-пирожное, окорочка американские замороженные, икра баклажанная, заморские плоды киви, прошлогодняя карамель и свежайшая колбаса «краковская»! Где-то на задворках прилавка притулились местные яблоки.
И, конечно, в отдельной застекленной витрине «предметы первой необходимости»: бумага туалетная, порошок стиральный, лосьон до и после бритья и прочие достижения российского и забугорного народного хозяйства. В общем, не хуже, чем в настоящем универсаме, где продают то же самое, но в обрамлении продуктов отнюдь не обязательных к покупке: виски, тоников, красной икры и импортных разносолов в вакуумных упаковках.
Вот такой креативный продукт – писанная незатейливо картина, помещенная в заранее выбранную раму, с заранее предназначенным местом в заранее выбранном магазине, картина, которая если не будет вызывать восторг у посетителей, выбранных заранее, то уж точно не распугает прохожих и проезжих покупателей.
Вывеска магазинчика на улице Академика Павлова, знаменитого рефлекторным слюноотделением своих собак. Магазина, рассчитанного на своего, близкого и понятливого покупателя, где соседская баба Маня, покупая буханку хлеба, рассказывает бессменной продавщице тете Клаве об уродившейся нынче картошке, жалуется на пьющего мужа и хвалится талантами внуков.
«Универсамъ по-рыбински — предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала до 40 квадратных метров, торгующее узким ассортиментом продовольственных товаров первейшей необходимости и рядом непродовольственных товаров исключительно повседневного спроса методом прямого общения продавца с покупателем».