Если кому-то из рыбинцев довелось побывать в Верховном суде РФ, что расположен в историческом центре Москвы на улице Поварской, тот помнит, что единственный вход в здание бдительно охраняют автоматические выдвижные столбы — противотаранное оборудование, призванное нанести фатальный урон автомобилю при попытке несанкционированного въезда на территорию суда. При этом столбы не мешают пешеходам и гостеприимно пропускают легальный транспорт.
Такое новомодное дорожно-заградительное оборудование называется боллардами и находит все большее применение не только за границей, но и на территории России. А выпускают его в Рыбинске, на предприятии НПО «Силар».
— Наши основные заказчики — это силовые министерства, банки, генерирующие компании, организации, заинтересованные в повышенных мерах безопасности, — рассказывает генеральный директор «Силара» Александр Калинин. — Дорожные автоматические столбы и противотаранные дорожные блокираторы, изготовленные нами, установлены, например, на многих атомных, гидро- и теплоэлектростанциях страны, в Генштабе Министерства обороны России в Москве, Генштабе по Северокавказскому военному округу в Ростове-на-Дону, в здании ФСБ в Сочи, многих стратегических объектах и на территориях массового скопления людей.
Везде, где существует риск незаконного проникновения, повышенная вероятность теракта, опасность нанесения вреда здоровью людей, сегодня устанавливают такое современное оборудование. И если в 2008 году, когда мы начали его изготавливать, выпуск составлял 20 изделий в год, то сейчас такое же количество мы выпускаем в течение месяца.
НПО «Силар» вышло на российский рынок дорожно-заградительного оборудования одним из первых и сумело наладить в Рыбинске производство высококачественной продукции, которая пользуется все большим спросом.
Поэтому сегодня Александр Калинин может уверенно говорить, что в этом секторе рынка конкурентов «Силару» практически нет. Импортное оборудование не всегда соответствует местным климатическим условиям и дороже рыбинского на 20-30%.
— Кроме этих преимуществ, в комплект поставки входят абсолютно все опции, гарантию мы даем двухгодичную, то есть на год больше, чем положено по закону, и монтаж обеспечиваем сами, — рассказывает Калинин.
Монтажные работы являются непрофильными для производственного предприятия. Но так случилось, что первые заказы, изготовленные «Силаром», некому было устанавливать. Во-первых, сказалась специфика изделия и, во-вторых, сжатые сроки, определенные заказчиком. Например, Верховный суд РФ потребовал от рыбинцев завершить все монтажные работы в течение двух суток.
— Нам сказали: в пятницу вечером начнете, в воскресенье все уже должно работать, — вспоминает Александр Калинин. — Там всего один въезд, и, перекрыв его, мы практически заблокировали работу учреждения.
Сегодня тот монтаж вспоминается, как приключение. Конечно, мы успели и опыт приобрели бесценный. Зато сейчас для наших монтажников нет нерешаемых проблем.
Оглядываясь назад, можно вспомнить, как все начиналось. Как, однажды увидев за границей выдвижные столбы, которые удобны, эстетичны, не портят красивые виды исторических памятников, Александр решил попробовать изготовить их на своем предприятии.
Как на уровне интуиции делали первые изделия, которые потом при испытаниях выходили из строя. Как их совершенствовали, подбирали материалы, и оказалось, что единственное, что достойно выносит российский климат, грязь, влагу и реагенты, которыми посыпают скользкие дороги, это нержавеющая сталь. Как разрабатывали систему отвода сточных вод и подогрева и сертифицировали изделие. И как первое заградительное оборудование было изготовлено, установлено, и заказчик остался доволен.
Сегодня завод нестандартного оборудования «Силар» — это 2,5 тысячи квадратных метров производственных площадей и 50 единиц оборудования: токарные, фрезерные, шлифовальные станки. Это полсотни рабочих мест и своя конструкторская группа.
Конечно, все это приобреталось и развивалось постепенно. В 1992 году, когда на базе опытного завода «Факел» отец Александра, Николай Калинин, организовал НПО «Силар», производственные площади были взяты в аренду. Восемь лет понадобилось предприятию, чтобы выкупить их в собственность. Процесс формирования производственной базы не завершился и сегодня.
Из последних приобретений Александр Калинин называет станки с ЧПУ, оборудование для термической и гидро-абразивной резки, линию порошковой покраски с самой большой в Рыбинске камерой. Эта линия, кстати, изготовлена на предприятии. Собственно, изготовление производственного оборудования было специализацией «Силара» в первые годы работы.
— Предприятие выпускало оборудование для выращивания искусственных кристаллов кварца, — рассказывает Александр Калинин. — И поначалу, пока еще в России этим активно занимались, заказы были стабильные.
Потребности индустрии в кварце и сегодня большие, но оказалось, что сырье продавать проще, чем производить готовую продукцию. В мире существует всего несколько предприятий, способных выпускать высококачественные машины для выращивания искусственного кварца. В их числе НПО «Силар». И мы очень надеемся, что этот сектор российской экономики восстановит утраченные позиции, и наше оборудование будет востребовано.
Помимо этого, в «Силаре» развивают выпуск гидравлического и термического оборудования, в ближайших планах — изготовление деревообрабатывающей линии. Да не простой, а выпускающей из отходов производства высококачественный строительный материал, сопоставимый по своим свойствам с древесиной ценных пород.
— В машиностроении действуют те же законы, что и во всей экономике, — рассказывает Александр. — Чем больше объем производства, тем стабильнее предприятие. Если ты сумеешь снизить себестоимость продукции, повысить прибыль, у тебя появляется возможность развиваться. Плюс наши амбиции: мы хотим создать серьезное предприятие с хорошим станочным парком, большим количеством рабочих мест, стабильными заказами.
За четыре года, что Александр Калинин руководит НПО «Силар», штат предприятия увеличился вдвое. Практически вся прибыль инвестируется в производство.
— Бизнес никогда не стоит на месте, — говорит Александр. — Рынок либо расширяется, либо сужается, вопрос лишь в скорости изменений. Сейчас есть реальная возможность наращивать объемы производства, и мы не намерены ее упустить.
Калинин по образованию инженер-программист. Но в «Силаре» он стал в одном лице экономистом, конструктором, технологом, маркетологом, организатором, управленцем. Последнюю свою специализацию Александр считает самой сложной. Для него проще заниматься разработками, нежели руководить коллективом.
— Знаете, как шутят предприниматели: с кадрами проблем нет, только работать некому, — смеется Калинин. — Нет, конечно, не все так плохо. С людьми надо работать, разговаривать, общаться, помогать, порой и в личных проблемах приходится разбираться. Радует, что приходит молодежь. Недавно набирали людей на производство, и треть новых сотрудников — до 30 лет. Но если я буду получать второе высшее образование, то оно будет в сфере управления. Собственно, я уже принял решение и подбираю для учебы вуз.
Вместе с увеличением заказов и штата предприятия расширяется дилерская сеть «Силара». Сложно-техническое оборудование требует обслуживания, а география поставок — вся Россия и ближнее зарубежье. В этом году к 15 существующим добавились еще пять дилерских договоров. Особое внимание уделяется маркетингу, которому Калинин учился в «боевых условиях» рыночной конкуренции.
— Даже когда бизнес еще только вставал на ноги, когда не хватало сил, времени и средств, мы все равно тратили деньги на рекламу, исследования рынка, поиск механизмов реализации товара, — говорит Александр. — И наш опыт показал: на один вложенный в маркетинг рубль обратно приходит десять. Поэтому мы не экономим в том числе и на участии в выставках. На днях собираемся выставить свой стенд в Москве на выставке «Интерполитех», в оргкомитет которой входят руководители силовых министерств. Ее, кстати, планирует посетить Дмитрий Медведев. Может, и к нашему стенду подойдет…
Увидит или нет российский президент возможности рыбинского производителя, и если увидит, то как оценит, сказать пока сложно. Впрочем, в любом случае у «Силара» рынок сбыта большой. Правда, амбиции еще больше.
Вот, например, почему современное дорожно-заградительное оборудование, выпускаемое в Рыбинске, в родном городе до сих пор нигде не работает? В Ярославле есть, а у нас нет. Непорядок, — решили на «Силаре» и предложили рыбинской администрации выбрать место для установки образца своей продукции. За свой счет, бесплатно для города. В конце концов, все мы стремимся к красоте и благоустройству.
— Почему нашего оборудования нет в Рыбинске? — размышляет Александр Калинин. — Отчасти потому, что у организаций мало денег. А ведь хорошо было бы в нашем городе, например, с помощью выдвижных заградительных столбов выделить пешеходные зоны. Мы готовы один объект для Рыбинска сделать бесплатно. Нужно привыкать к хорошему.
…В юности Александр прочитал книгу, где старого американского миллиардера спрашивают, как он заработал свое состояние. Ответ стал для рыбинского предпринимателя руководством к действию: работать 6 дней в неделю по 10 часов. Тогда желания исполнятся.
А желания у Александра связаны с «Силаром»: помимо выпуска дорожных блокираторов, заградительных и противотаранных столбов, продвинуть сбыт гидравлического, термического оборудования и машин для выращивания искусственных кристаллов кварца. И увеличить объемы производства предприятия в два, а лучше — в три раза.