Обезьяна, берущая в руки палку. Доисторический человек, добывающий огонь. Древний земледелец, средневековый воин, вальяжный купец. Молодой инженер с книгой в руке, космонавт, вернувшийся со звезды. Вся эта «дарвинская» линейка развития человека – в окружении искусственного водопада, высоких фонтанных струй, обрамленная светлыми мраморными плитами
«В каком городе стоит этот удивительный фонтан?» — спросите вы. Мы могли бы ответить: «В городе Рыбинске, на площади им. П.Ф. Дерунова, в девичестве – Юбилейной».
Могли бы, если в свое время, когда проект строительства и площади, и фонтана еще только обсуждали в партийных ячейках, райкомах и горкомах, этот вариант развития событий был бы принят, утвержден и реализован. Говорят, в чьих-то отчаянных фантазиях именно таким виделся главный рыбинский фонтан. И олицетворять он должен был ЭВОЛЮЦИЮ. От обезьяны к ученому, от освоения огня к исследованию космоса.
Никаких документальных сведений о проекте «Эволюция» не сохранилось. Остались только нечеткие воспоминания современников. Да и вряд ли проект был изложен на бумаге и подтвержден техническими расчетами. Просто кому-то очень хотелось сделать в Рыбинске красивый и познавательный фонтан, наглядно демонстрирующий, как труд меняет человека. И говорят, что эта идея была предложена рыбинским партийным боссам и даже ими обсуждалась.
Но в начале шестидесятых прошлого века оригинальность была не в моде. Минимализм, пропагандируемый Хрущевым, надолго обосновался в советской архитектуре, искусстве, во всем, что было связано с образом жизни комсомольцев и коммунистов.
Фонтанирующая идея, если, конечно, она была высказана, сподвижников не нашла. Может, сказалось желание не выделяться из общей массы. А может, сочли несолидным ставить столь необычное сооружение рядом с Доской почета лучших рыбинцев – героев социалистического труда.
В 1967 году строительство площади Юбилейной начали советские моторостроители, а фонтан возвели не менее советские приборостроители. В том виде, в каком он стоит до сих пор.
За сорок лет фонтан не раз реконструировали, меняли механические части, облицовку бассейна. В трудные девяностые годы он не работал – тотальная экономия не позволяла тратить электроэнергию на развлечения. А некоторое время он переливался всеми цветами радуги – электрическая подсветка делала струи разноцветными.
Теперь уже бессмысленно гадать, как сложилась бы судьба фонтана, прими тогдашние отцы города проект «Эволюция». Как долго могли простоять фигуры «дарвинской» цепочки развития, и какие из них: обезьяна или инженер — дожили бы до наших дней? История рыбинского фонтана не знает сослагательного наклонения. Он такой, какой есть: любимое место отдыха молодежи и праздных горожан. Летом здесь отдыхают от жары и шума, зимой – любуются елкой и снежными фигурами. А эволюция идет своим чередом.