Темы 16 ноября 2011

Окушечка

Как человек на костылях в 70 лет может сесть за руль?

Тамара Панова — инвалид с детства, но это не помешало ей создать крепкую семью, вырастить двух сыновей и при этом всегда быть в центре общественной жизни. К ней тянутся люди, она заражает окружающих своей энергичностью и оптимизмом, и все знают, раз уж Панова взялась за дело, непременно доведет его до конца. Даже если оно кажется совершенно невозможным. Ну как человек на костылях почти в 70 лет может сесть за руль? Легко и просто, — улыбается Тамара Александровна

— Машинка моя маленькая. Окушечка, — Тамара Панова, как и многие водители, ласково разговаривает со своим автомобилем. Продолжая нежно поглаживать руль, признается: — Соскучилась. Напугали синоптики заморозками, а дети зимой не разрешают ездить, вот и загнала в гараж.

Внешне ее «Ока» ничем не отличается от рядового своего собрата. Миниатюрная белая машинка, вызывающая у одних ироничные, у других — умильные взгляды. И Тамара Александровна смотрится в ней очень гармонично. Она по-хозяйски поворачивает ключ, по привычке смотрит в зеркала, готовая тронуться с места, и только костыли на заднем сиденье выбиваются из общей картины.

Заболевание опорно-двигательного аппарата у нее обнаружили еще в детстве. Множественные операции в итоге обернулись ортопедической обувью, костылем и группой инвалидности. Но все это не мешало Тамаре Пановой жить полной жизнью.

Она никогда не комплексовала, не стеснялась себя, не ныла и не жаловалась на несправедливую судьбу. Активистка Панова всегда была в гуще общественных событий, певица Панова блистала на сцене, красавица Панова не испытывала недостатка в кавалерах, но выбрала своего Гену, с которым создала крепкую семью и воспитала двух сыновей. В общем, как выражается сама Тамара Александровна, всю жизнь крутилась на костыле.
О машине она мечтала давно. Перед глазами был пример подруги, которая управляла авто, несмотря на парализованные ноги. Плюс, трезво смотря на мир, женщина-инвалид понимала, с каждым годом ходить ей будет все труднее, и транспорт рано или поздно станет просто необходим.

Сколько лет пролежало ее заявление на получение машины, Тамара Александровна и сказать не берется. Выделяемые «Запорожцы» проезжали мимо, потом распался Союз и на мечте уже поставили крест, как вдруг в 1995 году ей позвонили.

«Мне сказали, что есть возможность получить машину, и поинтересовались, имею ли я права. Когда я ответила, что нет, мне предложили пойти учиться в ярославскую автошколу. Я так и ахнула. В 60 лет учиться водить… А получится ли, а справлюсь ли? Посоветовалась с семьей, мне сыновья в один голос заявили: «Мама, иди и даже не сомневайся». Я подумала и решила, а и пойду, должна осилить», — в очередной раз доказывает своим примером, что учиться никогда не поздно, Тамара Панова.

Боялась будущая автомобилистка зря. За полтора месяца занятий она стала одной из лучших учениц в большой группе. Теоретические билеты решала с закрытыми глазами и с нетерпением ждала практических часов вождения. От стандартной комплектации спецмашины отличаются ручным сцеплением, ножных педалей всего две — газ и тормоз.

На некоторых моделях на приборную панель вынесены и они. Тамара Александровна вспоминает, когда впервые села за руль, страха не было. Она с удовольствием колесила по автодрому, немного опасаясь упражнения «Горка», зато «Змейка», «Гараж» и «Парковка» сдались ей почти без боя.

А вот экзаменационный мандраж довел ученицу до слез. Дрожали руки, ощущалось сильнейшее внутреннее волнение, пересохло в горле. В общем, как у всех. Но она справилась и в тот же солнечный день апреля 1995 года стала обладателем водительских прав. После этого они пролежали на полке еще шесть лет.
За это время Тамара Александровна лишь однажды села за руль. Формально это был руль мотоколяски, фактически — ведра с гвоздями.

«Я помню тот прекрасный день, когда первый раз проехала на этой тарантайке. Он же был и последним. Мне нужно было повернуть, я за руль, а он такой тяжеленный, не сдвинуть. Ну, я и дернула со всей силы и оказалась на операционном столе с нарушениями работы желчного пузыря. Мотоколяска потом стояла на даче, как сувенир», — шутит Тамара Александровна.

Признается, через пару лет ожидания она окончательно потеряла надежду на то, что когда-нибудь станет обладательницей своей машины. Но в 2001 году ей позвонили и сообщили, что подошла очередь и она может получить авто. Не веря своему счастью, женщина только и спросила: «Сколько?»

Оказалось, что заплатить нужно половину — 36 тысяч рублей. Сумма по тем временам огромная, Пановы таких денег в руках не держали. Их гордость — шикарная библиотека, которую семья собирала не одно десятилетие, думая, что это отличное вложение средств, уже ничего не стоила. Все вздохнули-охнули, погрустнел муж, опустили глаза сыновья. Денег нет и взять негде.

Помог совет. «Будем искать спонсоров», — решительно сказала тогда еще помощница Анатолия Лисицына Надежда Бородулина, случайно узнав о ситуации с машиной. Начались звонки, встречи, письма, подключились СМИ, был открыт расчетный счет, на который, правда, не пришло ни копейки. Реагировали на просьбы Тамары Александровны большие начальники по-всякому. Кто-то слушал, а кто-то делал вид, что слушает.

Кто-то и рад был бы помочь, да нечем, а у кого было чем, тот спрашивал, не хочет ли женщина-инвалид детям машинку за чужой счет выбить. До кого-то секретари не допускали, а кто-то лично в кабинет приглашал. Тамара Александровна знает всех людей, которые откликнулись на ее просьбу. Их фамилии аккуратно выведены в ее записной книжке, и их она не устает благодарить. Кто дал 500 рублей, кто тысячу, кто полторы. 13 тысяч подарил сын, вытряхнули все личные сбережения и собрали-таки нужную сумму!

За машиной поехали в Ярославль, выбрать авто было нельзя, что выгнали, то и берите. Тамаре Александровне досталась белая.

«Ее как завели, она и заурчала. Я к тому времени, конечно, все навыки потеряла, пришлось всему учиться заново. Садилась в машину, брала инструкцию и разбиралась, что и где находится. Освоилась. Выехала на городские улицы, и что удивительно, я совсем не боялась. Выбрала маршрут, чтобы всегда вправо поворачивать и начала спокойно ездить», — улыбается автовладелица.

А через год Тамара Александровна попала в страшную аварию. На перекрестке Плеханова-Пушкина сломался светофор. Женщина долго ждала удобного момента, чтобы пересечь проезжую часть, и уверена, внимательно посмотрела по сторонам, прежде чем начать движение. Первая скорость, тронулась, проехала одну полосу, чисто, почти проехала другую, и вдруг муж ровным тоном сказал: «Ой, машина».

Следующее, что увидела Тамара Александровна — зеркало заднего вида перед лицом. Лишь потом она сообразила, что машина стоит на крыше, а она висит вниз головой на ремне безопасности… Скорая, сильнейший ушиб, серьезные механические повреждения машины, судебный процесс. Тамару Александровну признали виновной в этой аварии, несмотря на явные, по ее мнению, противоречия и многочисленные нарушения в ходе расследования.

Восстановление своей машины обошлось семье почти в ту же сумму, за которую она была куплена. Но ДТП не отвернуло от вождения. Едва машина выехала из сервиса, Тамара Александровна села за руль. Правила дорожного движения она соблюдает неукоснительно, но все же штрафа и одного предупреждения не избежала.

По-водительски она порой бурчит на слишком вальяжных пешеходов, но дорогу уступает всегда. Сейчас Тамаре Пановой 75 лет. Она — активный член общества инвалидов, и большую часть времени разъезжает по городу по своим организационным делам: забрать-отвезти-привезти-встретить-проводить — это все к ней. Она, как всегда, крутится.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме