Разруха. Это слово приходит на ум каждому, кто приехал в Рыбинск по железной дороге. Здание железнодорожного вокзала — памятник архитектуры и объект культурного наследия — законсервирован уже почти 10 лет.
Но скоро эта развалина, встречающая гостей города, будет реконструирована.
Достигнуты все необходимые договоренности с ОАО «Российские железные дороги», определен полумиллиардный бюджет поэтапного финансирования, готовится проект модернизации привокзальной площади.
О том, что ждет эту территорию в ближайшем будущем, рассказывает замглавы администрации Рыбинска Леонид Можейко
— Мы подошли к важной вехе истории железнодорожного вокзала — четко определились с перспективой реконструкции здания. Во-первых, проект строительных работ готов и уже прошел государственную экспертизу.
И во-вторых, он принят собственником — дирекцией железнодорожных перевозок РЖД. Администрация Рыбинска, департамент культуры Ярославской области и дирекция создали совместную группу, которая определяет этапы работ и следит за их качеством.
Это очень важно, поскольку, помимо функционального значения, здание вокзала имеет архитектурную ценность, и его реконструкция будет вестись согласно охранным обязательствам.
— Значит ли это, что здание будет восстановлено в том виде, в каком его увидел Рыбинск в 1905 году?
— Да, включая интерьеры. Но при этом здание приобретет более широкое назначение с точки зрения возможностей современного обслуживания пассажиров. Вместе с привокзальной площадью, которая также преобразуется, это будут достойные «въездные ворота» в город, место, которое по красоте поспорит с Соборной и Красной площадями Рыбинска.
В результате у нас появится новый туристский объект и одновременно — функциональное здание для обслуживания пассажиров железной дороги и автомобильного транспорта.
— Но автовокзал в Рыбинске расположен в другом месте.
— Планируется, что в новом комплексе зданий железнодорожного вокзала будут созданы условия для обслуживания в том числе и пассажиров автомобильного транспорта: междугородных автобусов, такси и автобусов внутренних городских линий.
При разумном планировании привокзальной площади и использовании существующих построек это возможно. В самом здании предполагается расширить сервис для пассажиров.
Помимо двух кафе, здесь расположится отделение турагентства, которое сможет предоставить приезжим необходимую информацию о культурных и спортивных событиях в Рыбинске, организовать экскурсии по городу. Вся розничная торговля будет вестись с учетом функциональной специфики здания.
— На каких условиях удалось договориться с РЖД?
— Бюджет реконструкции здания вокзала составляет 500 млн. рублей по проектной документации. Это деньги РЖД. Помимо этого, областной департамент транспорта выразил готовность участвовать в финансировании работ в части организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Модернизация площади будет проходить за счет средств рыбинского бюджета.
— Это проекты или работы уже ведутся?
— Генеральный подрядчик РЖД уже приступил к подготовительным работам, бюджет которых в текущем году составляет 27 миллионов рублей. Мы со своей стороны готовим конкурсную документацию и проект благоустройства площади.
Весь комплекс мероприятий рассчитан на два года. Это значит, что в 2014 году и отреставрированное здание вокзала, и привокзальная площадь будут сданы в эксплуатацию.
— Сегодняшняя активность вызывает вопрос: почему почти десять лет шли только разговоры о восстановлении здания?
— Обычно это объясняется отсутствием энергии и воли. Результат, который сегодня достигнут, — это объединение усилий многих людей, представляющих интересы разных организаций и территорий. Инициатива проекта принадлежит администрации Рыбинска и Муниципальному Совету. С представителями РЖД неоднократно встречался губернатор Ярославской области Сергей Вахруков.
Благодаря работе депутата Дениса Добрякова в сторону более ранних сроков были изменены этапы финансирования работ. Общими усилиями мы добились того, что реконструкция рыбинского вокзала была включена в приоритетные проекты РЖД, и это дало толчок всем последующим работам.
В сложившейся благоприятной ситуации у меня нет никаких сомнений ни в сроках реализации проекта, ни в объемах финансирования. С нашей же стороны задача организации транспортных потоков и благоустройства привокзальной площади будет выполнена непременно.
А дальше — будем настаивать на строительстве второй железнодорожной ветки и электрификации пути до Сонкова.