Этот арт-проект народного художника России и члена президиума РАХ обещает стать сенсацией зимнего выставочного сезона Ярославля и обрести известность в России. Его презентация состоялась в Ярославском художественном музее 2 декабря.
— Названием «Социальная зависимость» я хотел подчеркнуть место художника в мире. Общество редко задумывается, что есть такая профессия — художник. Никто не обращает внимание, когда наливает кофе в чашку или надевает красивую одежду — все это сотворил художник. Это та профессия, без которой общество жить не может. Точно так же и творец не может жить без общества, — объяснил свой замысел Николай Мухин.
При этом само искусство «рисования», по его убеждению, — это «точная наука, как математика или физика, требующая над собой «героических» усилий и знания истории предмета».
На вернисаж съехались коллеги и соратники из разных городов России и из-за рубежа, среди гостей были власти региона, Ярославля, Рыбинска и других городов, где особенно велика благодарность мастеру.
— В работах Николая Мухина — кладезь нашей истории и вместе с тем острое чувство времени, — поделился впечатлениями от выставки губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. — И проект «Социальная зависимость» дает возможность не только прикоснуться к творчеству уникального мастера, но и по-другому оценить свои истинные стремления.
Постепенно мы начинаем возвращать в нашу жизнь то, что почему-то недооценивали и могли бы потерять — духовные традиции. Это происходит в том числе и через нашу сопричастность современникам, которые дают нам уникальную возможность любоваться своим творчеством.
Создателю школы «Ярославская икона» тесно в стенах музеев и галерей, его искусство находит своего потрясенного зрителя повсюду, по всему миру. Николай Мухин участвовал в росписи православных храмов в Японии, США, Мальте, Азербайджане, Грузии, Сербии, Хорватии и, конечно, в России, в том числе Храма Христа Спасителя, монастыря в Толге.
Скульптурная композиция «Троица» в Ярославле — тоже творение его рук. Рыбинцам он дорог как руководитель реставрации Никольской часовни, возрожденной фактически из небытия.
И что уж совсем удивительно, росписи народного художника России «воспитывают» детей со стен ярославской школы искусств и рыбинского детского сада. И это тоже социальная зависимость.
Вот и на этот раз «утробную» связь с искусством мы почувствовали еще не войдя в здание музея. Старинная ограда бывшего губернаторского дома уже издалека привлекает неожиданными красками. Это репродукции рисунков и этюдов, фрагментов фресок, фотографии скульптур Николая Мухина. «Социальная зависимость» сметает тесные традиционные рамки выставки. Масштабный арт-проект далеко раскинулся как в пространстве, так и во времени.
«Внутреннюю» музейную экспозицию составляют произведения Николая Мухина разных лет из собраний Московского музея современного искусства, Ярославского художественного музея, частных коллекций, а также работы, находящиеся в собственности автора: иконопись, живопись, скульптура, видеоинсталляции. За точку отсчета ретроспективы Мухин взял тот момент творческой зрелости, когда, по его собственному определению, «из гадкого утенка вырос жуткий лебедь».
— Концепция арт-проекта — диалог во времени, — нацелил зрителей автор.
Николай Мухин привык называть себя древнерусским художником. Именно в творениях старых мастеров, в суровой торжественности икон и фресок он черпает свое вдохновение. При этом послушно следовать традиции было бы не по-мухински. Художник берет на себя дерзновение развивать ее. В архаике живописных приемов мы слышим живой пульс современности. У Мухина просто сумасшедшее художественное чутье и чувство стиля.
Новая, воскрешенная архаика — вечная тайна для «древнерусского художника» в эпоху торжествующего постмодерна. С его «библейских» холстов Адам, Авраам, да и Христос в период Его земного служения смотрят глазами… самого Николая Мухина и его домочадцев. Множась в зеркалах, на темном экране пульсирует видеоинсталляция: христианские символы сменяют друг друга под электронную музыку. Это Библия «в картинках».
«Тайная вечеря» — ключевая инсталляция на пересечении прошлого и настоящего (а может, и будущего?). В центре — живописное изображение распятого Христа, под ним накрытый стол — хлеб, виноград, чаши с вином. А по обе стороны от Спасителя двенадцать — нет, не апостолов, а зеркал. Автор беспощаден. Он предлагает посетителям вернисажа воспользоваться «вакансией» и подумать, по силам ли крест проповедника и мученика и каково стоять рядом с Ним? Не многие решаются принять предложение Мухина.
И еще о диалоге времен. Некоторым из творений Николая Мухина волею провидения суждено было стать пророческими. На одной из картин изображен Успенский собор, возрожденный к 1000-летию Ярославля. Но вот что поразительно — написана она в 1985 году. Тогда, четверть века назад, сама мысль об этом казалась сумасшествием. «Скорбящая Богоматерь» — тоже словно из будущего. Днем 29 марта 2010 года художник поставил на ней последний штрих, а вечером услышал в новостях о взрывах в московском метро.
Книга, о которой мечтает каждый художник
На самом деле «социальная зависимость» намного шире, чем ярославский арт-проект. Вслед за вернисажем в календаре отмечена презентация нового художественного альбома — «Н.А. Мухин. Проекты. Живопись. Графика. Скульптура». Буквально на днях он вышел в рыбинском издательстве «Медиарост»
— О такой книге мечтает каждый художник! — оценил издание Николай Мухин. — Моя бесконечная признательность главе Юрию Ласточкину, без которого этот проект не был бы воплощен в жизнь. Это не просто книга, а тридцать лет моей жизни…
Более четырехсот страниц, сотни репродукций живописных работ и храмовых росписей, эскизы, архивные фотографии, документы погружают нас в художественный мир самобытнейшего мастера, открывают путь его становления, исканий, находок и побед.
По словам издателя Виталия Горошникова, альбом готовился на протяжении пяти месяцев. Огромное внимание было уделено цветопередаче. В «Медиаросте» было решено уйти от общепринятой практики, когда художественные альбомы выпускаются по унифицированному принципу.
— В России альбомы печатаются, как рекламные листовки. Отсюда «пластмассовые» цвета. Между тем колорит, нюансы палитры — вот что прежде всего отличает художника. Мы ориентировались на лидеров в издании такого рода продукции — итальянцев. Пришлось биться над решением множества технологических задач.
Каждое изображение выверялось на девяти этапах печати. Николай Мухин как автор очень внимателен к деталям, избегает «кричащих» тонов. Он со всей щепетильностью контролировал каждый шаг, каждый разворот. Проделана колоссальная работа, прежде чем мы добились корректной цветопередачи, живого, адекватного цвета и света.
Рыбинский альбом, конечно же, не первый в биографии народного художника России. Художественные издания, посвященные его творчеству, выходили и в нашей стране, и за рубежом: в Китае, Хорватии, США.
Но ни одним из них Николай Мухин не был доволен до конца. Например, в стильном и добротном американском альбоме требовательному мастеру резал глаз не очень-то удачный стык страниц. В итоге весь тираж был уничтожен на гильотине. Для российской полиграфии альбом, изданный в Рыбинске, уникален, а для «первопроходцев» и самого художника — особый предмет гордости.