В рамках Дня информации, который традиционно отмечается в конце ноября, Рыбинский государственный авиационный технический университет им. П.А. Соловьева впервые провел конкурс «Золотое перо-2011»
Какими-то узкими рамками участников решили не ограничивать. Полная свобода самовыражения позволила погрузиться в мир, которым живут молодые. Это и любовь, и музыка, и тема одиночества. Победителем стала старшеклассница школы № 1 Евгения Горохова, попытавшаяся найти ответ на вопрос, как сделать правильный выбор. С ее эссе мы решили познакомить и наших читателей.
Говорят, что у человека всегда есть выбор. Но кто может гарантировать, что твой выбор окажется правильным?
У одиннадцатиклассника, кажется, есть все возможности выбирать, по какой дороге пойти. Что здесь такого сложного? Учись прилежно, и хороший аттестат тебе обеспечен. Сдавай экзамены по любым предметам и шагай в понравившийся ВУЗ.
Я была согласна с такой точкой зрения, пока сама не стала одиннадцатиклассницей. Оказывается, не все так просто.
Вечера, проведенные в обнимку с учебниками, и бесконечные встречи с репетиторами могут быть напрасны, если профессия, которую ты собираешься осваивать, не слишком популярна на рынке труда.
Кроме того, в нашей стране есть серьезная проблема: профиль высшего образования не соответствует потребностям экономики. А именно: по словам доктора экономических наук, директора центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, 24% вчерашних студентов устраиваются на должности, не требующие высшего образования, и не более 50% начинают карьеру по той специальности, по которой учились. То есть существует большой разрыв между народным хозяйством и системой образования, которая работает сама на себя, находится в своего рода вакууме.
С одной стороны, выросшее вузов готовит гораздо большее, чем необходимо экономике, количество выпускников, с другой — молодым некуда устраиваться из-за отсутствия вакансий: люди пенсионного возраста продолжают работать даже за более низкую заработную плату, которая является хорошей прибавкой к пенсии. В-третьих, качественное высшее образование в престижных столичных вузах сегодня становится достаточно дорогим при сокращении числа бюджетных мест.
Меня очень волнует проблема моего дальнейшего трудоустройства, потому что я хочу быть уверена в своем будущем. Как ни печально это звучит, но я сомневаюсь в том, что после окончания высшего учебного заведения смогу пойти работать именно по выбранному мною профилю.
На сегодняшний момент одними из самых высокооплачиваемых и востребованных являются технические специальности. При выборе таких профессий нам сулят огромное предложение рабочих мест, стабильную заработную плату и светлое будущее. Но вот что делать тем, кто, мягко говоря, далёк от физики и математики. Упорно продолжать изучать литературу, историю и обществознание или переквалифицироваться в технических специалистов? Следовательно, наступить на горло собственным принципам и заниматься делом, которое совсем не привлекает, но больше интересует работодателей.
Правы люди старшего поколения, утверждающие, что безвыходных ситуаций не бывает. Получается, что и у меня есть другой выбор: уехать из страны, в которой нет перспектив и возможностей воплотить мою мечту в реальность — стать специалистом гуманитарных наук.
Сейчас многие выпускники уезжают учиться за границу, и аттестат американских колледжей ценится в мире подчас гораздо выше, чем дипломы российских ВУЗов.
Как ни парадоксально, но среди моих сверстников достаточно много молодых людей, кто всерьез думает о карьере в иностранных компаниях и готовится к обучению за рубежом.
Или же все-таки учиться и работать в своей стране? По принципу: где родился, там и пригодился.
Тем более, я верю в то, что смогу принести нашей стране пользу.
Кто поможет нам, одиннадцатиклассникам, будущим студентам, сделать правильный выбор? Кто укажет нам выход из непростой ситуации?
Для меня однозначного ответа на подобные вопросы пока нет. Но я надеюсь, что смогу положиться на государство и исполнить свои задумки, реализовать планы. Во многом это задача чиновников от образования — сбалансировать потребности экономики и науки в специалистах и дать качественную профессиональную подготовку молодежи. Иными словами, сохранить и преумножить кадровый потенциал страны за счет вливания свежих сил.
И еще одно я знаю точно: никогда не следует отказываться от своей мечты, потому что никто не сможет выбрать за нас!
Как сказал знаменитый прародитель айфона Стив Джобс, выступая перед студентами Стэнфордского университета: «Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Все остальное вторично».
Евгения Горохова, 11 класс МОУ СОШ № 1, 17 лет