Темы 14 декабря 2011

Чем живет директор речного училища

Михаил Киселев — о профессии

Заслуженный учитель России, академик, кандидат технических наук, почетный работник транспорта России Михаил Киселев окончил Омское командное речное училище, затем Новосибирский институт водного транспорта и аспирантуру Университета водных коммуникаций в Санкт-Петербурге.

Служил штурманом на кораблях в Северном Ледовитом океане, капитаном 3-го ранга в Тихоокеанском флоте ВМФ. С 1976 года работал начальником строевого отдела, военным руководителем, начальником Омского речного училища.

В 2006 году был переведен директором Рыбинского речного училища имени В.И. Калашникова, ныне – филиала ФГОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта»

— Тогда, в 2006 году, в училище был недобор курсантов, — вспоминает Михаил Киселев. — Сегодня в рыбинском филиале на дневном отделении учатся около восьмисот человек и столько же – на вечерне-заочном. В течение года более тысячи членов командных составов российских кораблей проходят здесь переподготовку и подтверждение квалификации.

— Если говорить о том, что речной флот в России сегодня не в лучшем состоянии, то насколько обоснованно такое количество курсантов?
— Во-первых, мы готовим специалистов смешанного — река-море — плавания. Это дефицитная специальность во всем мире. Наши выпускники могут ходить и по морям, и по рекам без лоцманов.

Они не боятся навигационных узостей, могут вести суда из порта в порт, ходить из моря в реки и из рек в моря. И во-вторых, сегодня для выпускников существует достаточно много предложений. Другой вопрос – как они сами относятся к своей специальности и учебе.

Например, есть заманчивые предложения из Новороссийска: вакансии третьего и четвертого помощников капитана, заработная плата 3-4 тысячи долларов в месяц. Для недавнего выпускника, согласитесь, очень неплохо.

Но есть существенное условие – отличное знание английского языка. А это уже целиком и полностью зависит от курсанта. Если он хочет иметь хорошую работу, будет учить и специальности, и иностранный язык, совершенствовать себя, знать технику.

— Но теория – это ведь далеко не все.
— Конечно. Поэтому мы организовали практику. Первая проходит после второго курса. Наше училище заключило договор с «Мостурфлотом», который организует пассажирские перевозки и круизы для туристов. Мы отправляем курсантов на практику вместе с преподавателем, который сам проходит хорошую стажировку.

Училище оплачивает курсантам стипендию, содержание, а ребята изучают свою будущую профессию на практике: они задействованы в машинном отделении, в штурманском и боцманском составах, палубной команде — везде, где есть для них работа. В результате на третий курс они переходят, уже понимая многие тонкости нашей работы.

А через год мы направляем курсантов на практику в рядовом составе команд – договоры подписаны с более 20 судоходными компаниями России. Например, ребята работают на реках Лена, Енисей, в Северном Ледовитом океане. Там сосредоточен нефтефлот, ледокольный флот – есть чему учиться. При этом наши курсанты за работу получают зарплату до 50 тысяч рублей в месяц. И возвращаются они под большим впечатлением, изменившиеся и повзрослевшие.

— Значит, начинать надо с рядового состава?
— Капитаном, как и директором, сразу не становятся. Училище выпускает командный состав, но будущий капитан должен знать всю работу на корабле. Он должен и палубу уметь мыть, и гальюны драить. Только тогда, будучи командиром, он будет знать, какую команду отдать и что спрашивать с подчиненных.

— Ваше училище, помимо прочего, готовит экономистов.
— Экономист экономисту рознь. Например, флотский экономист – это третий штурман, который отвечает за финансы. Курсанты изучают, как оформлять документы, проводить загрузку и разгрузку товаров. Наши экономисты знают, какие грузы совместимы, каким образом загружать товары, чтобы затем разгрузить их по пути следования из порта в порт и не потерять равновесия судна, его маневренность. Поэтому курсанты изучают такую дисциплину, как грузоведение.

— Кто может поступить в ваше училище?
— Любой выпускник 9 или 11 класса, желающий стать, например капитаном дальнего плавания. Все зависит от желания и амбиций ребят. Сегодня у нас проходят обучение курсанты не только из Рыбинска, но и из соседних с нами областей, из Молдовы, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Таджикистана.

Иногородним предоставляем общежитие. Кстати, уже утверждена смета на 87 миллионов рублей для ремонта 5-этажного здания для общежития. А тот корпус, в котором сегодня живут ребята, в следующем году будет переоборудован под учебный.

— У вас казарменное положение?
— Когда-то было казарменное. Сегодня местные ребята живут дома. Не думаю, что это правильно, но влиять на ситуацию не могу. Более того, я считаю, что неплохо было бы вернуть в училище военную кафедру, организационно-строевой отдел, принятие присяги.

В конце концов, дисциплина на флоте – самое главное. У нас так: ты еще спишь, а ноги сами несут к тому месту, где ты должен выполнять свое дело, — шлюпку спускать, шланг разворачивать, насос включать – каждый знает свое место. А это достигается только тренировками и дисциплиной. Несобранность может привести к гибели людей.

И, конечно, необходима хорошая математическая подготовка. И тут калькуляторам места нет. Выпускник должен по наручным часам и высоте карандаша за секунды определять курс встречного судна и уметь положить его на карту. Но это уже тонкости нашей работы.

— Понятны усилия училища в подготовке курсантов по основным дисциплинам. Для чего вы уделяете столько внимания патриотическому воспитанию?
— Для того чтобы не случались трагедии вроде гибели «Булгарии». Человеческие отношения изменились настолько, что сегодня корабли проходят мимо тонущих людей. Мы стараемся сплотить ребят, поэтому принимаем участие во многих городских мероприятиях. Много внимания уделяем изучению истории Отечества.

Наши курсанты занимают призовые места во всероссийских патриотических конкурсах, в спортивных соревнованиях. Не так давно победители ездили в Грецию по местам славы Федора Ушакова и убедились, как боготворят греки адмирала российского флота. Мы можем сказать детям все что угодно, но убедить можем только примером.

Я говорю так курсантам: если ты не знаешь истории своего государства, ты становишься его предателем, каждый сможет тебе наговорить все что угодно, а ты поверишь в любые сказки. Ты живешь в Рыбинске, ходишь по улицам, названным именами героев. Узнай, кто такой Боря Новиков и в чем подвиг Зои Космодемьянской.

— Ну об этом все, наверное, знают.
— К нам приходят из школ ребята, которые знают Борю Моисеева, но не историю мальчика Бори Новикова, который в 12 лет ушел на фронт и погиб героем. Они не читали Николая Островского и не знают слов: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Мы учим курсантов любить историю России, знать ее героев.

Может, поэтому среди наших выпускников так много современных героев. В прошлом году Президент Дмитрий Медведев лично вручил выпускнику Рыбинского речного училища Александру Батунову орден Мужества. Во время летних пожаров Саша трое суток отражал огонь от склада боеприпасов. Наши курсанты спасали жизни людей на пожаре, помогали выбраться из воды тонущему ребенку.

А не так давно мы получили письмо из прокуратуры с просьбой поощрить наших ребят, которые задержали грабителя. Таких примеров личного мужества и неравнодушия к несправедливости много. И я считаю это важным достижением нашего коллектива. Наравне с профессионализмом в работе по подготовке кадров для морского и речного флота России.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме