На пороге наступающего года Дракона многие из нас замерли в ожидании чего-то великого и ужасного.
Как задобрить мифическую рептилию, знает секрет рыбинский художник Павел Гаврилов: если Дракона валять, он будет мягким, теплым и очень домашним.
Надраконил
— Сколько я навалял драконов, точно не знаю. Но вся наша артель вместе — восемьсот, а еще тысячу снеговиков и сколько уж не помню «зимних» зайцев. У нас вся комната была завалена картофельными мешками с валяными игрушками, — рассказывает о подготовке к новогоднему сезону Павел Гаврилов, художник, иллюстратор детских книг, идейный вдохновитель мастерской «Веселый войлок».
Пока мы разговариваем, кажется, из всех углов комнаты на нас смотрят войлочные дракончики самых разных оттенков: томатно-красные и нежно-сиреневые, как летние сумерки, серые, как новенькие валенки, и желтые, как «Лада Калина». Добродушные и с хитринкой, веселые и задумчивые, мечтательные меланхолики и озорные холерики. Но все дико симпатичные.
Хотя изначально «драконить» не входило в планы Павла. Вообще-то художника интересуют животные менее экзотические: зайцы, коты, коровы и мыши. Все они валяются вручную. Своим появлением на свет рыбинская драконовая армия обязана восточному гороскопу и… обычной вороне.
— Я почти как Спилберг. Откуда ему пришла идея снять «Парк Юрского периода»? Он насмотрелся на своей ферме кур и понял, что можно сделать из них тиранозавров. Я пошел тем же путем. Сначала делал ворон, но почему-то они не пользовались у народа успехом. И потом каким-то чудным образом эта ворона преобразилась в дракона, получился новогодний образ.
Коммерция с человеческой модой лица
Зубастые работодатели обеспечили занятость пятнадцати женщинам, большинство из которых многодетные мамы. «Веселый войлок» — это не просто художественная мастерская, а социальное предприятие. Со своим бизнес-планом, строгой системой оплаты труда, конъюнктурой заказов.
В 2008 году Павел Гаврилов и его супруга Лия Виснапу всерьез задались целью дать женщинам, занятым семьей и воспитанием детей, возможность интересного заработка не выходя из дома.
По словам Павла, создание персонажа — процесс особый, за него нельзя браться, если ты не в настроении. Иначе выйдет брак. Поэтому создавая новый образ, его обязательно нужно облюбовать. Зверушки войлочного мира хранят тепло материнских рук. Каждая из мастериц привносит в него индивидуальность, выбивая на заготовке «морды лица» — почти человеческие. Даже двух одинаковых снеговиков вряд ли отыщете.
Запах детства
Но все же главный персонаж войлочного мира — это зайцы. Они ровесники самой мастерской. Поэтому и в Новом году без них не обойдется. Ушастики зимней серии отличаются от летних снежинками на боках. Возьмешь такого в руки, и как-то теплее становится на душе. Будто в детстве оказался.
— Если глаза — это зеркало души, то уши — это крылья лица, — выдает шуточный афоризм Павел. У его зайцев весьма окрыленный вид.
— Игрушки не стареют, — продолжает войлочный «папа», — в них просто перестают играть. По сути, игрушка — это твой виртуальный ролевой партнер, с которым ведешь разговор в душе. Почему люди детство вспоминают? Потому что это время подсознательно связано с чувством защищенности, комфорта. Игрушка как проводник, который помогает вернуться туда, пережить снова добрые ощущения. Это помогает нам жить.
Чтобы дарить добро, рыбинские дракончики разъезжаются по всей стране: Москва, Кострома, Новгород, Омск, Томск, попадают и за границу. Их шерстяной полк ширится. В новом году они должны принести, если верить китайцам, счастье, удачу и крепкое здоровье своим хозяевам.