В обнимку с поэтом
Все новое традиционно вызывает сначала протест и недоумение, затем – удивление и порой — восхищение и только потом – привычное равнодушие. Именно так складывалась судьба памятника поэту Льву Ошанину.
Он был открыт 4 августа 2003 года, в праздничный День города, на смотровой площадке Волжской набережной. И сразу заслужил потоки ироничной критики. Автора памятника – скульптора из Таджикистана Махмуда Нурматова – называли дерзким и наивным.
По его словам, для создания образа поэта он прочитал несколько стихотворений, и этого якобы хватило для эскиза будущей скульптуры. Говорили, что бронзовый Ошанин совершенно на себя не похож, что стоит он не на подобающем знаменитости месте…
Но дискуссии отшумели, и очень скоро памятник устойчиво вписался в городской пейзаж и стал излюбленным объектом фотоэтюдов и непременным участником массовок. Редкий турист уезжал из Рыбинска без фотографии в обнимку с Ошаниным. С ним полюбили «советоваться» молодожены, его начали обнимать дети и старики, особый ажиотаж вокруг него устраивали местные и заезжие байкеры.
У школьников появилась примета: если потереть бронзовые туфли поэта, обязательно повезет на экзамене. И в результате этого ритуала именно туфли стали самым чистым и ярким местом памятника.
А однажды у поэта украли плащ, и местные стражи правопорядка приложили немало усилий для того, чтобы найти и вернуть бронзовую пропажу.
И уже через несколько лет после открытия этот симбиоз городской жанровой скульптуры и памятника знаменитому человеку был признан лучшим памятником Поволжья. А скульптор Нурматов получил премию Ярославской области.
Говорят, что развлекать публику никогда не входило в амплуа нашего земляка, поэта Льва Ошанина. Обронзовевший, он будто оправдывается за свой талант, будто виноват, что так удачно сложилась его поэтическая судьба, что так самозабвенно любил его народ на всём партийном пространстве СССР, а такого, как опять же говорят его поклонники, с ним никогда не случалось при жизни.
Как о любой яркой и одаренной личности, об Ошанине говорят по-разному до сих пор. Но это уже не имеет никакого значения. Потому что в памяти поклонников лирической и патриотической поэзии остались пронзительные «Дороги», «Течет Волга», «Солнечный круг».
Якоря нашей памяти
Скамейка. Казалось, что может быть проще и привычнее обычной садово-парковой лавки? Но все, как всегда, зависит от человека, его фантазии, желания быть красивым и окружить себя интересными и оригинальными вещами
Когда вы последний раз сидели на уличной скамейке в Рыбинске? И как она выглядела? А было ли вам сидеть на ней… интересно? На эту, установленную, конечно же, рядом со зданием речного пароходства, хочется присесть, потрогать чугунный якорь, сотни раз падавший с плеском на речное дно, погладить якорную цепь, когда-то прочно державшую на привязи огромный корабль.
Их не бросили на свалку ржаветь и рассыпаться от ненужности. Когда пришло их время «увольняться на пенсию», им «предложили» спокойную работу: украшать Рыбинск, напоминать о близости Волги, о караванах грузовых и пассажирских судов, о том, что наш город – большой речной порт.
Брошенные на сушу якоря теперь провожают корабли с берега и прочно держат на цепях широкие удобные сиденья. Эти скамейки на Волжской набережной в Рыбинске точно не унесет бурное течение моды, им не страшны штормы и ураганы современных стилей. Ни к моде, ни к стилю они не имеют никакого отношения. Они – якоря нашей памяти и любви к родному городу.
Фотограф без портрета
Чудак и оригинал, склонный заниматься убыточным делом в ущерб доходному. Такую славу снискал в Рыбинске знаменитый на весь мир Андрей Сигсон.
Его делом была фотография, его страстью – снежинки. Хрупкие и нежные, как мотыльки-однодневки, эти зимние кристаллы Сигсон фотографировал, ими восхищался, ими и прославился.
Могильный памятник, который стоит и сегодня на старом лютеранском кладбище, скромен не по заслугам. Ни намека на признание, ни подсказки на увлечение – гладкий черный мрамор, строгий католический крест. Простота, достойная таланта? Или непонимание современниками значения работ Сигсона?
В Рыбинском музее-заповеднике хранятся десятки фотографий с видами Рыбинска и его окрестностей, с портретами горожан. Они подписаны «Фотографiя А.А. Сигсонъ. Рыбинск». И среди них – ни одного изображения автора. Как насмешка судьбы: сапожник без сапог, фотограф без портрета. И – более двухсот вариантов снежинок, сфотографированных Сигсоном под микроскопом.
Ах, как просится зимнее белое кружево на гладкий черный мрамор! Как очевиден художественный образ памятника Андрею Сигсону, земляку, удостоенному Большой серебряной медали на политехнической выставке 1872 года в Москве, признанному лучшим на Парижской всемирной выставке 1900 года.
Но не все очевидное несомненно. Может, именно эта бесконечная темнота мрамора и абсолютная простота памятника и есть лучшее, чем могут чтить потомки чудака и оригинала, профессионального фотографа и признанного мастера микрофотосъемки Андрея Сигсона.