Каким стал ушедший 2011 год для Общественной палаты Рыбинска? Что волновало общественников и над чем они работали? На эти вопросы «РИ» ответил председатель палаты Михаил Цветков.
— Какие события, явления, проблемы стали для членов Общественной палаты особо значимыми в 2011 году?
— За год мы провели три больших пленарных заседания, более 10 советов, очень много работали комиссии. Обсуждали проблемы ЖКХ, подготовку к новому отопительному сезону, заслушивали отчеты и доклады специалистов. Еще одно большое пленарное заседание было посвящено декабрьским выборам в Государственную Думу РФ. Мы подготовили обращение к гражданам, в котором указывали на необходимость прийти на избирательные участки. Последняя встреча в полном составе прошла 22 декабря. На ней мы обсуждали молодежную политику в городе. Это очень серьезная тема, к которой мы привлекли большое количество специалистов: перед членами Общественной палаты выступили представители департаментов образования, физической культуры и спорта, комитета по делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних, общественных организаций. Итогом обсуждения стало подписание резолюции, адресованной в администрацию города, о необходимости уделять особое внимание массовому спорту и поддержке молодежных общественных объединений.
В марте мы подведем итоги исследования состояния гражданского общества. А сейчас работаем еще над одной социально значимой и очень важной для города темой — строительство жилья.
— По данным департамента архитектуры, в 2011 году Рыбинск показал 112% роста объемов строительства. По вашему мнению, и этого мало?
— И этого мало. Если учесть, что в прошлые годы в городе практически ничего не строилось, сейчас каждая новостройка дает в цифровом выражении существенный прирост, в то время как реальные потребности в разы больше. Что держит человека на одном месте? Жилье, зарплата и инфраструктура. И над этими тремя направлениями мы и должны работать вместе с администрацией города, которая сейчас очень активно занимается созданием необходимого инвестиционного климата. Инфраструктура развивается — это очевидно: строятся мощные торговые центры, новые спортивные сооружения, идут ремонты. Многие говорят, что заработная плата в Рыбинске низкая. Она действительно ниже, чем в центральных регионах. Но для нашей области доход рыбинцев адекватный средним показателям.
А вот если не будет жилья, мы не только не удержим своих специалистов, молодежь, но и не привлечем иногородних. Использование материнского капитала позволяет некоторым семьям решить квартирный вопрос, выделяется социальное жилье, активно расселяется ветхое. Все это хорошо, но собственные квадратные
метры должны быть доступны молодежи.
— Мониторинг гражданского общества, проведенный Общественной палатой в прошлом году, показал высокий процент пассивности населения. Но состоявшиеся выборы говорят об обратном. Что изменилось, на ваш взгляд, в массовом сознании?
— С одной стороны, выборы показали, что у нас есть гражданское общество, которое сформировало свое мнение, пусть оно отличается от других. Народ у нас разносторонний, развитый и очень умный. Он не ведется на лозунги, анализирует и делает выводы. С другой стороны, чем выше благосостояние общества, тем выше запросы. Сейчас часто можно слышать: это не так, да то не этак. При этом жалуются, как правило, те, кто сам ничего не хочет делать. Больше всего претензий поступает от безработных, шабашников, бизнесменов, занятых перегоном воздуха. Остальным просто некогда жаловаться, они делом заняты. Кто может поспорить с тем, что Рыбинск сейчас преображается с каждым днем? Это очевидно. Но сколько бы ни делали власти, критиканы всегда найдутся. Социальная политика вообще дело неблагодарное. У нас очень много в стране людей, которые не хотят делать, а любят говорить. Заниматься пустословием их работа. Они хорошо и красиво рассказывают, ведут за собой на митинги, но первые же сдаются и сбегают.
Я как председатель Общественной палаты рад, что люди пришли на выборы, а как председатель избирательной комиссии доволен, что они состоялись без нарушений и конфликтов.
— Мониторинг гражданского общества продолжается?
— Этим вопросом занимается комиссия по соблюдению прав человека, правопорядка и развитию гражданского общества под руководством Лидии Лебедевой. Работа идет вовсю. С помощью социологов РГАТУ мы создали специальные анкеты, которые сейчас заполняют члены различных коллективов и организаций. Уже заполнено более 2,5 тысяч анкет. После обработки данных результаты найдут отражение в большом докладе и обязательно будут обнародованы.
— Одно из направлений деятельности Общественной палаты — работа с обращениями граждан. Насколько часто к вам приходят рыбинцы?
— До апреля 2011 года мы вели подобные приемы. Но люди, как правило, приходили к нам, обойдя уже множество инстанций и имея официальные ответы от них. Поэтому дублировать запросы от имени Общественной палаты не имеет практического смысла, и в итоге обращения сошли на нет. Мы начали практиковать коллективные встречи, посвященные какой-либо теме. Так, массовое собрание провела председатель профсоюза медицинских работников Ирина Букарева. Много народу пришло на встречу, организованную управляющим Рыбинским отделением Сбербанка России Ириной Андроновой. Кроме того, мы активно работаем с комитетом по развитию местного самоуправления, выявляем болевые точки и выезжаем на встречи с населением.
— Удается ли внутри самой палаты приходить к общим знаменателям при обсуждении каких-либо резонансных вопросов, которые неоднозначно воспринимаются обществом? К примеру, та же реструктуризация образования.
— Палата, по сути, это срез общества. В ее составе представители различных сфер жизни, религиозных конфессий, люди разных возрастов и убеждений, поэтому, разумеется, без споров не обходится. Реструктуризацию системы образования мы обсуждали с разных точек зрения, были ярые сторонники, были и противники. Но в итоге все пришли к одному выводу: объединение дает больше возможностей как ученикам, так и педагогам. Разве это образование, когда в одной из школ муж и жена вели 12 уроков? Какие знания получат дети? Перенося проблему на свою сферу деятельности, я убежден, лучше иметь 3-4 крупных медицинских центра, чем 30-40 маленьких и пустых больничек, где невозможно организовать качественную помощь.
— В прошлом году Общественная палата обращалась к населению с призывом не допустить проявления ксенофобии. А что вы хотели бы сказать горожанам в этом году?
— 2012 год связан с предстоящими президентскими выборами. Волна недовольства будет идти со стороны оппозиции и людей, лоббирующих свои финансовые интересы. Дестабилизация в обществе может случиться в любой момент. Мне хотелось бы, чтобы каждый в минуты возможных волнений подумал: а нужны лично ему политические потрясения, а желал бы он повторения тех событий, которые в настоящее время происходят в Северной Африке? Многие сейчас захотят выделиться. Но надо понимать, где красивые, но пустые слова, а где конкретные дела.
— Говоря о лоббировании интересов, никто не пытался оказать влияние на Общественную палату?
— За все время работы палаты ни одного факта давления на нас не было.
— Какая из комиссий наиболее активно работала в течение года?
— У нас их всего пять. Мы осознанно не стали дробить их на более мелкие. Чем меньше комиссий, тем больше людей в теме. Очень хорошо работает комиссия по социальной политике, по местному самоуправлению и содействию в реализации жилищно-коммунальной политики. Огромную работу провел Александр Бокарев — председатель комиссии по устойчивому функционированию экономики города. Именно он готовит предстоящее заседание по строительству жилья. Даже летом работала комиссия по соблюдению прав человека, правопорядка и развитию гражданского общества, а сейчас при проведении мониторинга у них самая горячая пора. Поэтому мне хотелось бы поблагодарить всех членов палаты, которые активно участвовали в работе и в жизни города. К сожалению, есть и те, кто редко присутствовал на собраниях, мало делал и много говорил. На будущее, когда будет формироваться новая Общественная палата, хотелось бы, чтобы в нее вошло больше людей, желающих работать, а не быть свадебными генералами.