Последствия экономической встряски 2008 года дают о себе знать и по сей день. Некоторые предприятия прекратили свое существование, не найдя себе места в изменившемся мире, а другие, как например рыбинское ОАО «РАСКАТ», готовятся к новому этапу развития.
С гендиректором предприятия — флагмана в производстве дорожной уплотняющей техники в нашей стране — Владимиром Макаровым мы встретились для того, чтобы поговорить о перспективах и планах на ближайший год.
— Владимир Леонидович, как складывается сейчас ситуация на предприятии — преодолен ли кризисный рубеж?
— Да, таким рубежом стал минувший год. Благополучие нашего предприятия напрямую зависит от объема строительства и ремонта дорог. Особенно остро эту зависимость мы почувствовали в 2009-м, когда в стране в разных регионах объемы этого строительства упали где-то в восемь, а где-то и в тридцать раз. За падением последовал подъем, и минувший год в отличие от предыдущих двух мы закончили с прибылью: рост объема производства увеличился на 40%, средней заработной платы — на 27%. Положительной динамики добились и по ряду других важнейших характеристик.
— Наверное, на предприятии большие надежды связывают с началом работы Дорожного фонда?
— Фонд и раньше был для многих предприятий дорожной отрасли большим подспорьем. Он существовал вплоть до 2001 года. Из него регионы черпали средства на строительство дорог, благодаря чему предприятия, подобные нашему, получали заказы на производство техники. Ликвидация Дорожного фонда была обусловлена, видимо, политическими причинами. Сразу же после этого, в 2002 году, объемы дорожного строительства в стране упали почти вполовину, на столько же, естественно, сократилось и производство техники.
Сейчас, когда у страны нет проблем с иностранными кредиторами, настал психологический момент для возобновления деятельности Дорожного фонда. Его наполнение будет идти за счет акцизов нефтяных компаний на ГСМ, транспортного налога, а это неплохие источники.
Дорожный фонд — не расплывчатая реальность, в 2012 году на строительство и ремонт дорог государство планирует выделить в два раза больше средств, нежели в прошлом. Спрос на дорожно-строительную технику также увеличивается, а это очень показательный индикатор. В конце концов, одна из главных бед нашей страны — дороги — до сих пор остается актуальной. Я достаточно поездил по стране и знаю, каково их состояние. Ярославская область на фоне других регионов в этом плане выглядит более-менее достойно, в других областях положение значительно хуже.
— На ваш взгляд, крупные денежные вливания решат проблему?
— Деньги нужно расходовать с умом. По мнению многих специалистов, давно назрела необходимость менять технологию строительства дорог. Не зря мы всегда приходим в восторг от западных магистралей, они ведь строятся по совершенно иной технологии. К примеру, в Германии это делается так: на месте будущей трассы выбирается грунт на глубину 4 метра (!), на освободившееся место засыпается скальная порода, на которую укладывается подушка из щебня разной фракции, которая плотно утрамбовывается. Только потом — асфальтобетон. В нашей стране сейчас технология упрощена в ущерб качеству — грунт вынимается всего на величину плодородного слоя или чуть больше, потом насыпь и т.д. С учетом того, что порой строители «забывают» устроить дренаж, неудивительно, что на дорожном полотне начинает скапливаться вода, и весной, замерзая и оттаивая, она просто-напросто разрывает покрытие, проникает внутрь насыпи, размывая отдельные участки, поэтому зачастую новые трассы через неприлично короткое время приходится вновь ремонтировать.
— Плюс Дорожного фонда еще и в том, что отечественным производителям дорожной техники даются некоторые преимущества перед иностранными конкурентами…
— Такой помощью государства мы пользуемся третий год. После кризиса был выпущен приказ Министерства экономического развития, где был определен перечень компаний, у которых дорожно-строительные организации должны закупать технику. В целом по стране таких предприятий насчитывалось около 40, в том числе и мы. В этот перечень мы вошли благодаря качеству нашей продукции и своевременному гарантийному и сервисному обслуживанию.
— Уже стало почти реальностью вступление нашей страны в ВТО. Эксперты расходятся во мнениях, как это скажется на отечественном производителе. Какие перспективы вы видите для своего предприятия в связи с этим фактом? Не боитесь, что на рынок страны хлынет, может быть, не такая качественная, но более дешевая техника?
— Пока ответить на этот вопрос однозначно сложно. Вроде бы для нашего предприятия, закупающего очень много импортных комплектующих, это благо. Но не думаю, что представительства компаний-производителей сделают цены на продукцию демократичнее. Скорее всего повысят свою долю прибыли, и только. Поэтому, возможно, для нас каких-то улучшений от вступления страны в ВТО не будет. Думаю, что иностранная готовая продукция чуть подешевеет, а конкуренция станет еще жестче.
— Предприятие к этому готово?
— Мы конкурируем с иностранными производителями давно и довольно успешно. К примеру, на Международной выставке «Строительная техника и технология — 2011», считающейся одной из самых крупных в мире, представители одного из основных наших конкурентов — немецкой компании «Hamm» — сказали: «Вы нас окончательно расстроили». На сегодняшний день по всем основным техническим параметрам мы идем вровень с мировыми лидерами в этой области — компаниями из Германии, Швеции, США.
Для того чтобы добиться такого результата, в свое время предприятие было вынуждено пойти, на первый взгляд, на непатриотичный шаг — устанавливать в катках японские и немецкие двигатели. К сожалению, отечественные аналоги не дотягивают по своим параметрам до импортных. Помимо двигателей, мы закупаем за границей и гидравлику.
Держать планку довольно сложно, поскольку в отличие от зарубежных предприятий, которые зачастую составляют целые кластеры дорожной строительной техники, мы варимся в собственном соку, сами разрабатываем технические новинки, внедряем их в производство.
В 2012 году завод приступил к серийному производству нового модельного ряда асфальтовых катков RV-7 — RV-11 (10 моделей) и грунтовых катков RV-13 — 21 (9 моделей). Всего на сегодняшний день на предприятии выпускается порядка 40 моделей катков от полутора до 25 тонн. Такой диапазон необходим для того, чтобы наиболее полно удовлетворить спрос потребителей, отвечать всем требованиям. Пока нам это удается — предприятие выигрывает практически все тендеры на поставку, в которых участвует. Это непростая работа и порой напоминает гонки — кто кого опередит, чья продукция больше соответствует заявленным характеристикам. Но в разнообразии наша сила — раскатовские катки используются для асфальтирования тротуаров, автомагистралей, автобанов. Продукция на заводе не простаивает. Ни для кого не секрет, что износ техники у дорожно-строительных организаций более 70%, многие катки не соответствуют техническим требованиям и нормам. При укладке любого дорожного полотна должен быть соблюден коэффициент уплотнения покрытия не менее 0,97. Старая техника с этой задачей не справляется, поэтому и крупные, и небольшие строительные компании стремятся ее заменить.
— Расскажите о последних новинках, производство которых освоено на предприятии…
— Наша гордость — новый трехвальцовый каток RC-13DD. Подобную технику выпускают только две компании в мире — японская «Sakai» и шведская «Dynapak». Преимущества этой 13-тонной машины в том, что она статическая, а значит, в отличие от асфальтовых аналогов вибрационных катков имеет значительно более низкую стоимость и может также применяться при строительстве мостов, путепроводов. RC-13DD дешевле японского и немецкого аналогов на 500-600 тыс.руб.
— Новый 2012 год ознаменовался для предприятия крупными контрактами?
— В марте мы приступим к производству 29 грунтовых катков ДУ-85, которые нам заказали кубинские партнеры. Всего план по выпуску продукции на 2012 год по сравнению с предыдущим должен быть увеличен на 60%.
— И напоследок, Владимир Леонидович, расскажите, какие перемены ждут ваших работников в новом году?
— Самый больной вопрос — увеличение заработной платы. За 2011 год ее рост составил 27% по сравнению с 2010 годом. Мы делаем все возможное, чтобы увеличить заработки рабочих и специалистов. Очередное повышение запланировано на конец первого квартала. Предприятие постепенно пополняется новыми кадрами. После кризиса мы приняли на работу больше 160 человек, и это не предел. В текущем году планируем привлечь еще порядка 100 человек. Вопрос только, где взять подготовленные кадры. Заводу требуются станочники, слесари, сварщики, но найти квалифицированных рабочих для нас проблема, приходится готовить их собственными силами. Но в этом предприятие не одиноко, по такому пути идут многие производства. Ничего не поделаешь — реалии времени.