Одним из самых приятных, но и дорогих удовольствий для среднестатистического россиянина являются путешествия за рубеж. Сейчас так хочется вырваться из нашей слякотной зимы туда, где светит солнце и не вьюжат метели.
Подготовка к поездке сродни магическому ритуалу, где главное — накопить энное количество денег, чтобы потом на экзотической чужбине ни в чем себе не отказывать. Однако радужные надежды могут и не сбыться по вине столичных туроператоров и их «наместников» в городах и весях — турагентств.
С этим не раз сталкивались рыбинцы. Надеемся, что их опыт окажется полезным будущим путешественникам и поможет не попасть в аналогичные ситуации.
17 мне уже, или вылет запрещен
В наш сумасшедший век дети взрослеют очень быстро. Однако даже двухметровый детина с усами по закону считается ребенком, пока не справит 18-й день рождения. Но порой представители турагентств при оформлении путевок не обращают внимания на паспортные данные, и в результате получаются досадные ошибки.
Двое юных жительниц Рыбинска, родные сестры, собрались в Египет. Несмотря на нежный возраст — 21 год и 17 лет, мать путешественниц рассудила, что девушки без присмотра не натворят глупостей и не попадут в неприятную историю, поэтому отпустила дочек с легким сердцем.
В одном из рыбинских турагентств сестрам без всяких проволочек оформили путевку, отметив, что в путешествие отправляются двое взрослых человек, хотя младшей сестре в ту пору до совершеннолетия оставалось еще три месяца.
Досадный ляп менеджера турагентства, не проявившего достаточной бдительности, путешественницам вышел боком. Когда они уже были в московском аэропорту и до вылета оставалось несколько часов, при регистрации сотрудник аэропорта обратил внимание на то, что младшая сестра не подходит под категорию «взрослый», и на ее вылет за рубеж должно быть письменное согласие обоих родителей.
Очень обнадеживающе, если учесть тот факт, что мать находится в Рыбинске, а отец живет в Тамбовской области. Обескураженным девушкам ничего не оставалось, как вернуться домой вдвоем — старшая посчитала, что не может оставить сестру.
При обращении в турагентство девушкам в качестве компенсации предложили путевку в Геленджик, но время поездки сестер не устроило, они потребовали назад свои деньги. Отказ турагентства их не остановил, и дальше эта конфликтная ситуация решалась в суде. В итоге сестрам вернули стоимость путевки — порядка 50 тысяч рублей. Решение суда не вызывало сомнений, поскольку со стороны турагентства была допущена явная ошибка.
В неприятную ситуацию, исход которой также решит Фемида, попал и рыбинец Н. Молодой человек впервые собравшийся за рубеж, решил начать познавать мир не с Турции и Египта, а с Италии. Все бы ничего, если бы это была безвизовая страна.
Собрав необходимые документы, заплатив за путевку немалые деньги, наш путешественник уже предвкушал лицезреть Колизей и прочие античные руины, но в аэропорту его завернули. Выяснилось, что в последний момент рыбинцу отказали в выдаче визы.
Менеджеры турагентств знают, что дело это долгое и за одну неделю не решается, и лучше отправляться в визовую страну, имея на руках разрешение на въезд, но молодого человека никто об этом не предупредил. Посольство визовой страны может ничем свой отказ не мотивировать, но в данном случае причина была объявлена.
Небрежность туроператора сыграла роковую роль. При оформлении документов на визу в турагентстве забыли заполнить графу «цель поездки». Поэтому вместо того чтобы нежиться под солнцем Апеннин, мужчина вернулся в Рыбинск.
«Турагентство «наказало» клиента почти на 40 тысяч рублей. В ходе разбирательства по данному делу выяснилось, что менеджером турагентства при оформлении документов была допущена не одна небрежность. Так, в заглавии договора на оказание услуг было указано имя директора организации, а подписывал его рядовой работник. Клиенту не были досконально объяснены риски поездки в визовую страну, и главное — менеджер не объяснил преимущества страхования от невыезда, которое, хоть и стоит дополнительных денег, но гарантирует, что клиент получит свои деньги назад в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств», — рассказала главный специалист отдела по защите прав потребителей Ольга Пугачева.
Вернуть любой ценой
Нам не дано предугадать, что случится в будущем. Различные форс-мажорные обстоятельства порой грубо нарушают планы, например на… отдых, но это совершенно не означает, что люди должны терять потраченные деньги безвозвратно.
Рыбинская семья С. решила в полном составе отправиться в Египет. Чин по чину оформили в местном турагентстве путевку и заказали трансфер до аэропорта «Домодедово». Филиал ярославской конторы в назначенный день и час прислал свой автотранспорт.
Но, по всей видимости, коренной ярославец-водитель трудно представлял себе, как из нашего города добраться до первопрестольной коротким путем. Поехав через Углич, он почти час колесил по городу в поисках правильной дороги. Когда автобус прибыл в Москву, группе туристов пришлось долгое время стоять в пробке на МКАД. В общем, когда их доставили к аэропорту, до вылета самолета оставалось полтора часа.
Казалось бы, времени — вагон, и торопиться никуда не надо. Но в правилах авиаперевозок есть один важный нюанс — пассажиры должны пройти регистрацию как минимум за сорок минут до вылета. Пока наши туристы осматривались в незнакомом месте, искали представителя своего туроператора, которого почему-то не оказалось на месте, запас времени катастрофически таял.
Семья с 11-месячным ребенком на руках и еще двумя несовершеннолетними детьми тщетно пыталась найти «своего» представителя. После неоднократных просьб сотрудник другого (!) агентства выдал им ваучеры и билеты. Но было поздно, в регистрации им отказали. От предложения отправиться к месту назначения более поздним чартерным рейсом рыбинцы отказались — его стоимость была сопоставима с ценой путевки (более 100 тысяч рублей!).
«В данном случае суд принял сторону пострадавших клиентов турагентства и туроператора, по чьей вине граждане не смогли воспользоваться туристическим продуктом, за который заплатили немалые деньги.
Хотелось бы дать гражданам, отправляющимся за рубеж, несколько рекомендаций. В первую очередь постарайтесь получить все необходимые документы, билеты и ваучеры от турагентства еще до отъезда в аэропорт. Это сэкономит ваше время и застрахует от неприятностей, если вдруг представителя туроператора не окажется на месте. В любой нестандартной ситуации сразу же связывайтесь со своим турагентством или туроператором — их телефоны всегда должны быть под рукой», — резюмирует Ольга Пугачева.